МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 48» 636071 Россия, Томская область, г. Северск, ул. Горького,15а (корпус 1); пр. Коммунистический, 13а, (корпус №2); ул. Победы, 13а (корпус №3), Тел. 8(3823) 54-89-98, 53-36-26 e-mail: madou-ds48@seversk.gov сайт: ds48.seversk.ru __________________________________________________________________________________________ УТВЕРЖДАЮ Заведующая МАДОУ «Детский сад №48» _________________Л.В. Арутюнян «____»_______________2021 год ПОЛОЖЕНИЕ об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 48» Утверждено приказом № 233/1 от «02» сентября 2021г. Срок действия установлен с «02» сентября 2021г. до «02» сентября 2026г. Срок действия продлѐн с «____»____________20__г. до «____»____________20_г. г. Северск 2021 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение (далее – Положение) устанавливает порядок психологопедагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 48» ЗАТО Северск (далее – Учреждение), в том числе определяет цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в группах общеразвивающего вида. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г; - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования; - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; - письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.04.2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. 1.3. Настоящее Положение принимается педагогическим советом ДОУ и утверждается приказом заведующего ДОУ. 2. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ 2.1. Психолог-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется с целью обеспечения государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в пределах федерального государственного образования стандарта дошкольного образования. 2.2. Задачами психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ являются: - охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей; - своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и социальной дезадаптации, составление индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального сопровождения или индивидуальной программы развития); - осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом (или) психическом развитии детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом; - осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей; - обеспечение физического, социально-коммуникативного, познавательно, речевого, художественно-эстетического развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом уровня актуального развития; - воспитания с учетом возрастных категорий детей и уровнем актуального развития гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2 - взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения максимально возможной социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, вовлечения их в процесс социальной интеграции и личностной самореализации; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 3. Порядок организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ 3.1. Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется в группах общеразвивающего вида. 3.2. В группах общеразвивающего вида осуществляется совместное образование здоровых детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. 3.3. Статус детей с ОВЗ осуществляется на основании заключения ТПМПК ЗАТО Северск. 3.4. Основанием для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ является личное заявление его родителей (законных представителей), предъявивших в ДОУ: - заключение ТПМПК ЗАТО Северск; - копия справки МСЭ, подтверждающей у ребенка наличие инвалидности и копию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (для ребенка-инвалида). 3.5. Организационные функции психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ возлагаются на Психолого-педагогический консилиум ДОУ (далее – ППк), действующей на основании Положения о психолого-педагогическом консилиуме ДОУ, утвержденного приказом заведующего МАДОУ «Детский сад 48» № 205 от 07.09.2021г. 3.6. Состав лиц (специалистов ДОУ), участвующих в психолого-педагогическом сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, устанавливаются приказом заведующего учреждением. 3.7. Специалисты ДОУ, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение детейинвалидов и детей с ОВЗ: - проводят психолого-педагогическое обследование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в течение календарного месяца со дня зачисления ребенка в ДОУ; - участвуют в разработке АОП на ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ; - разрабатывают и корректируют индивидуальные образовательные маршруты сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, после принятия коллегиального решения ППк о сопровождении или дальнейшем сопровождении ребенка специалистами ППК; - отслеживают эффективность осуществления психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом АОП и рекомендаций ТПМПК. 4. Организация образовательной деятельности в группах общеразвивающего вида 4.1. Основные задачи организации деятельности общеразвивающей группы: - осуществление психолого-педагогической профессиональной коррекции с учетом характера нарушения в развитии детей; - создание целостной системы направленной на развитие (совершенствование) эмоциональноволевой, познавательной, двигательной сферы, позитивных качеств личности каждого ребенка с учетом особенности его развития; - осуществление ранней социальной и образовательной адаптации детей с ОВЗ к жизни в общеобразовательной среде и обществе путем создания необходимых условий; - обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание психологической поддержки семье воспитывающей ребенка с ОВЗ. 3 4.2. Образовательный процесс в группе организуется в соответствии с АОП, разработанной ДОУ самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с ОВЗ. 4.3. АОП определяет содержание и организацию образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях группы. АОП направленна на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, в том числе преодоление предпосылок и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 4.4. На каждого воспитанника с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут сопровождения в соответствии со сроками указанными в п. 3.7. настоящего Положения. 4.5. Формами образовательной деятельности детей в группе являются: - образовательная деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в психическом и/или физическом развитии детей; - образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой – моментов в сочетании с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом и/или физическом развитии детей; - самостоятельная деятельность детей; - взаимодействие с семьями воспитанников, по реализации АОП дошкольного образования. 4.6. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются коррекционные занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Коррекционные занятия в группе проводятся согласно расписанию непосредственно образовательной деятельности учетом режима работы ДОУ, графика работы учителя-логопеда или педагогапсихолога и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. Темы коррекционных занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) учителем-логопедом, педагогом-психологом фиксируются в календарно-тематическом плане коррекционноразвивающей работы с детьми. 4.7. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся учителем-логопедом и/или педагогом-психологом. Их периодичность определяется тяжестью нарушений развития ребенка, но не более 3-х раз в неделю. Продолжительность подгруппового занятия должна составлять 15-20 минут, индивидуального – не более 15 минут. 4.8. Посещаемостью детьми фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий фиксируете учителем-логопедом и/или педагогом-психологом в журнале (тетради) учета посещаемости занятий. 4.9. Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся с сентября по май включительно. В течение 1-2 недели сентября, января, мая проводятся обследование диагностика воспитанников. 4.10. Ежедневно воспитатели групп проводят индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по заданию учителя-логопеда и/или педагога-психолога. Индивидуальная и подгрупповая работа проводится вне основной непосредственно образовательной деятельности, с учетом режима работы ДОУ и психических особенностей развития детей. 5. Организация взаимодействия педагогического персонала ДОУ по организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ 5.1. Основными, ведущими специалистами, координирующими сопровождение детей с ОВЗ, являются учитель-логопед (для детей с тяжелыми нарушениям речи) и педагог-психолог (для детей с низкой эмоционально-волевой сферой) (далее- ведущие специалисты). 5.2. Основной формой взаимодействия всех специалистов МАДОУ является ППк. 5.3. Деятельность ведущих специалистов (учитель-логопед и/или педагог-психолог): - разрабатывают АОП, составляют и/или корректируют индивидуальные образовательные маршруты сопровождения; - проводят диагностическое обследование детей с ОВЗ; 4 Разработка - определяют направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ; - организуют и проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ; - оказывают методическую помощь воспитателям и другим специалистам МАДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) в вопросах организации коррекционно-педагогического процесса и адаптации содержания АОП, а также методов и приемов обучения возможностям детей с ОВЗ; - оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям). 5.4. Направление работы заместителя заведующего по ВМР по организации психологопедагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: - координирует работу по разработке ООП, АОП в соответствии с ФГОС ДО; - разрабатывает основные направления деятельности ДОУ по организации психологопедагогическому сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ; - участвует в разработке методических и информационных материалов по психологопедагогическим вопросам; - вносит предложения по совершенствованию образовательного процессе с точки зрения исполнения законодательных норм по организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях образовательной организации. - организует методические мероприятия по вопросам обучения. 5.5. Деятельность воспитателей групп направленна на: - создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление; - соблюдение преемственности в работе со всеми специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения детей с ОВЗ; - обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку с ОВЗ с учетом рекомендаций ведущих специалистов; - создание благоприятных условий для включение детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ. 5.7. Деятельность музыкального руководителя. - соблюдение преемственности в работе со всеми специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения детей-инвалидов; - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций ведущих специалистов; - создание благоприятных условий для включение детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ. 5.8. Структура написания АОП: Программа разрабатывается в соответствии с приказом Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 31.08.2017 № 443 «Методические рекомендации по обеспечению индивидуализации образовательных траекторий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью в образовательных организациях ЗАТО Северск». Последовательность разработки АОП. Структура Сроки Цели Задачи Содержание Проектирование необходимых структурных составляющих АОП. Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк. При необходимости – привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. Определение временных границ реализации АОП. Четкое формулирование цели АОП совместно с родителями. Определение круга задач в рамках реализации АОП. Определение содержания АОП. Коррекционный, образовательный 5 Формы работы Степень участия педагогов и родителей Мониторинг учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося Мониторинг эффективности учебной и коррекционной работы Ответственность и регламент компоненты. Планирование форм реализации разделов АОП Планирование форм участия в реализации АОП педагогических работников, а также родителей (законных представителей) ребѐнка с ОВЗ Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося (воспитанника). Определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы. Закрепление ответственности и регламента деятельности всех участников совместной работы. 6