Положение о сопровождении детей с ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 48»
636071 Россия, Томская область, г. Северск, ул. Горького,15а (корпус 1); пр. Коммунистический, 13а,
(корпус №2); ул. Победы, 13а (корпус №3),
Тел. 8(3823) 54-89-98, 53-36-26 e-mail: madou-ds48@seversk.gov сайт: ds48.seversk.ru
__________________________________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МАДОУ «Детский сад №48»
_________________Л.В. Арутюнян
«____»_______________2021 год

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации психолого-педагогического сопровождения образования
детей-инвалидов и детей с ОВЗ в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 48»

Утверждено
приказом № 233/1 от «02» сентября 2021г.
Срок действия установлен
с «02» сентября 2021г.
до «02» сентября 2026г.

Срок действия продлѐн
с «____»____________20__г.
до «____»____________20_г.

г. Северск
2021 год

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее – Положение) устанавливает порядок психологопедагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в Муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад № 48» ЗАТО Северск (далее – Учреждение), в том
числе определяет цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и
детей с ОВЗ в группах общеразвивающего вида.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.98г. № 124-ФЗ;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- распоряжением Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г. № Р-93
«Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
- письмом Министерства образования Российской Федерации от 18.04.2008г. № АФ-150/06 «О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами.
1.3. Настоящее Положение принимается педагогическим советом ДОУ и утверждается
приказом заведующего ДОУ.
2. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения
детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2.1. Психолог-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется с
целью обеспечения государственных гарантий граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного образования в пределах федерального государственного образования
стандарта дошкольного образования.
2.2. Задачами психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
являются:
- охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;
- своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и социальной
дезадаптации,
составление
индивидуального
образовательного
маршрута
(карты
индивидуального сопровождения или индивидуальной программы развития);
- осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом (или) психическом
развитии детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом;
- осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции детей-инвалидов и
детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для
разнообразного общения детей;
- обеспечение физического, социально-коммуникативного, познавательно, речевого,
художественно-эстетического развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом уровня
актуального развития;
- воспитания с учетом возрастных категорий детей и уровнем актуального развития
гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
2

- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения максимально возможной
социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, вовлечения их в процесс социальной
интеграции и личностной самореализации;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по
вопросам воспитания, обучения и развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
3. Порядок организации психолого-педагогического сопровождения
детей-инвалидов и детей с ОВЗ
3.1. Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
осуществляется в группах общеразвивающего вида.
3.2. В группах общеразвивающего вида осуществляется совместное образование здоровых
детей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной
программой психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.
3.3. Статус детей с ОВЗ осуществляется на основании заключения ТПМПК ЗАТО Северск.
3.4. Основанием для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида
и ребенка с ОВЗ является личное заявление его родителей (законных представителей),
предъявивших в ДОУ:
- заключение ТПМПК ЗАТО Северск;
- копия справки МСЭ, подтверждающей у ребенка наличие инвалидности и копию
индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (для ребенка-инвалида).
3.5. Организационные функции психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и
детей с ОВЗ в ДОУ возлагаются на Психолого-педагогический консилиум ДОУ (далее – ППк),
действующей на основании Положения о психолого-педагогическом консилиуме ДОУ,
утвержденного приказом заведующего МАДОУ «Детский сад 48» № 205 от 07.09.2021г.
3.6. Состав лиц (специалистов ДОУ), участвующих в психолого-педагогическом
сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, устанавливаются приказом
заведующего учреждением.
3.7. Специалисты ДОУ, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение детейинвалидов и детей с ОВЗ:
- проводят психолого-педагогическое обследование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в течение
календарного месяца со дня зачисления ребенка в ДОУ;
- участвуют в разработке АОП на ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ;
- разрабатывают и корректируют индивидуальные образовательные маршруты сопровождения
детей-инвалидов и детей с ОВЗ, после принятия коллегиального решения ППк о
сопровождении или дальнейшем сопровождении ребенка специалистами ППК;
- отслеживают эффективность осуществления психолого-педагогического сопровождения
детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом АОП и рекомендаций ТПМПК.
4. Организация образовательной деятельности в группах общеразвивающего вида
4.1. Основные задачи организации деятельности общеразвивающей группы:
- осуществление психолого-педагогической профессиональной коррекции с учетом характера
нарушения в развитии детей;
- создание целостной системы направленной на развитие (совершенствование) эмоциональноволевой, познавательной, двигательной сферы, позитивных качеств личности каждого ребенка
с учетом особенности его развития;
- осуществление ранней социальной и образовательной адаптации детей с ОВЗ к жизни в
общеобразовательной среде и обществе путем создания необходимых условий;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества
со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание психологической
поддержки семье воспитывающей ребенка с ОВЗ.
3

4.2. Образовательный процесс в группе организуется в соответствии с АОП, разработанной
ДОУ самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей
с ОВЗ.
4.3. АОП определяет содержание и организацию образовательного процесса детей с ОВЗ в
условиях группы. АОП направленна на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей, в том числе преодоление предпосылок и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста.
4.4. На каждого воспитанника с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут
сопровождения в соответствии со сроками указанными в п. 3.7. настоящего Положения.
4.5. Формами образовательной деятельности детей в группе являются:
- образовательная деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в психическом
и/или физическом развитии детей;
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой – моментов в сочетании с
квалифицированной коррекцией недостатков в психическом и/или физическом развитии детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников, по реализации АОП дошкольного образования.
4.6. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются
коррекционные занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Коррекционные
занятия в группе проводятся согласно расписанию непосредственно образовательной
деятельности учетом режима работы ДОУ, графика работы учителя-логопеда или педагогапсихолога и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. Темы
коррекционных занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) учителем-логопедом,
педагогом-психологом фиксируются в календарно-тематическом плане коррекционноразвивающей работы с детьми.
4.7. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся учителем-логопедом и/или
педагогом-психологом. Их периодичность определяется тяжестью нарушений развития
ребенка, но не более 3-х раз в неделю. Продолжительность подгруппового занятия должна
составлять 15-20 минут, индивидуального – не более 15 минут.
4.8. Посещаемостью детьми фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий
фиксируете учителем-логопедом и/или педагогом-психологом в журнале (тетради) учета
посещаемости занятий.
4.9. Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся с сентября по май включительно.
В течение 1-2 недели сентября, января, мая проводятся обследование диагностика
воспитанников.
4.10. Ежедневно воспитатели групп проводят индивидуальную и подгрупповую работу с
детьми по заданию учителя-логопеда и/или педагога-психолога. Индивидуальная и
подгрупповая работа проводится вне основной непосредственно образовательной деятельности,
с учетом режима работы ДОУ и психических особенностей развития детей.
5. Организация взаимодействия педагогического персонала ДОУ по организации
психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
5.1. Основными, ведущими специалистами, координирующими сопровождение детей с ОВЗ,
являются учитель-логопед (для детей с тяжелыми нарушениям речи) и педагог-психолог (для
детей с низкой эмоционально-волевой сферой) (далее- ведущие специалисты).
5.2. Основной формой взаимодействия всех специалистов МАДОУ является ППк.
5.3. Деятельность ведущих специалистов (учитель-логопед и/или педагог-психолог):
- разрабатывают АОП, составляют и/или корректируют индивидуальные образовательные
маршруты сопровождения;
- проводят диагностическое обследование детей с ОВЗ;
4

Разработка

- определяют направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с детьми с
ОВЗ;
- организуют и проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ;
- оказывают методическую помощь воспитателям и другим специалистам МАДОУ
(музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) в вопросах организации
коррекционно-педагогического процесса и адаптации содержания АОП, а также методов и
приемов обучения возможностям детей с ОВЗ;
- оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям).
5.4. Направление работы заместителя заведующего по ВМР по организации психологопедагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
- координирует работу по разработке ООП, АОП в соответствии с ФГОС ДО;
- разрабатывает основные направления деятельности ДОУ по организации психологопедагогическому сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ;
- участвует в разработке методических и информационных материалов по психологопедагогическим вопросам;
- вносит предложения по совершенствованию образовательного процессе с точки зрения
исполнения законодательных норм по организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в
условиях образовательной организации.
- организует методические мероприятия по вопросам обучения.
5.5. Деятельность воспитателей групп направленна на:
- создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой,
познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка,
его оздоровление;
- соблюдение преемственности в работе со всеми специалистами ДОУ по реализации
индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения детей с ОВЗ;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку с ОВЗ с учетом рекомендаций
ведущих специалистов;
- создание благоприятных условий для включение детей с ОВЗ в образовательное пространство
ДОУ.
5.7. Деятельность музыкального руководителя.
- соблюдение преемственности в работе со всеми специалистами ДОУ по реализации
индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения детей-инвалидов;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ
с учетом
рекомендаций ведущих специалистов;
- создание благоприятных условий для включение детей с ОВЗ в образовательное пространство
ДОУ.
5.8. Структура написания АОП:
Программа разрабатывается в соответствии с
приказом Управления образования
Администрации ЗАТО Северск от 31.08.2017 № 443 «Методические рекомендации по
обеспечению индивидуализации образовательных траекторий детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью в образовательных организациях ЗАТО
Северск».
Последовательность разработки АОП.

Структура

Сроки
Цели
Задачи
Содержание

Проектирование необходимых структурных составляющих АОП.
Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках
работы ПМПк. При необходимости – привлечение специалистов
ППМС-центра, с которым заключено соглашение о
сотрудничестве.
Определение временных границ реализации АОП.
Четкое формулирование цели АОП совместно с родителями.
Определение круга задач в рамках реализации АОП.
Определение содержания АОП. Коррекционный, образовательный
5

Формы работы
Степень участия
педагогов и родителей
Мониторинг учебных
достижений и
формирования
социальной
компетентности
обучающегося
Мониторинг
эффективности
учебной и
коррекционной работы
Ответственность и
регламент

компоненты.
Планирование форм реализации разделов АОП
Планирование форм участия в реализации АОП педагогических
работников, а также родителей (законных представителей) ребѐнка
с ОВЗ
Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений
и формирования социальной компетентности обучающегося
(воспитанника).

Определение форм и критериев мониторинга эффективности
учебной и коррекционной работы.
Закрепление ответственности и регламента деятельности всех
участников совместной работы.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».