Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Звонкие голоса»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48»
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 28 августа 2022 года

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Детский сад № 48»
_________Л.В. Арутюнян
Приказ № _____ от_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Звонкие голоса»

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: стартовый
Разработчик программы:
музыкальный руководитель
Копосова Алиса Владимировна

Северск, 2022 г.

Оглавление
Паспорт программы ............................................. 3
Пояснительная записка ........................................ 5
Календарно-тематический план ..........................10
Методическое обеспечение программы ............ 18
Список литературы............................................... 21

2

Автор программы

Название программы
Уровень освоения
Вид программы
Целевое обеспечение
программы
Продолжительность
реализации
Возрастной диапазон
Масштаб реализации
Уровень усвоения
Целевая установка
Форма реализации

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Алиса Владимировна Копосова, музыкальный
руководитель МАДОУ «Детский сад № 48» г.
Северска, Томской области. Образование среднее
специальное: Томское педагогическое училище №
1», специальность «Музыкальный руководитель».
Высшая
квалификационная
категория,
педагогический стаж 30 года.
«Звонкие голоса».
Программа специализированная.
Инновационная
Дополнительная образовательная программа
художественной направленности.
1 год
Дети 6-7 лет.
Образовательные услуги в интересах детей и их
родителей.
Творческий.
Личностно - развивающая.
1. Занятие. Групповая форма обучения.
2.
Отчетные
концерты
(утренники,
развлечения, родительские собрания) 1 раз в
квартал.
3. Диагностика 2 раза в год (сентябрь, май).

3

Образовательные задачи

Воспитательные задачи

Развивающие задачи

Сформировать
у
детей
умение
выразительного,
искреннего
исполнения
понятных, интересных ему песен;
- развить у детей необходимые вокальные
навыки, а именно: петь естественно, легко, без
напряжения, мягким звуком;
- петь согласованно, не отставать и не
опережать, одновременно начинать пение и
заканчивать, слушать других;
исполнять песню различными способами (в
сопровождении музыки и без, с помощью
взрослого и самостоятельно, коллективно и
индивидуально);
обучать детей четкой дикции, внятно
произносить слова, активно артикулировать;
- правильно передавать направление мелодии
(вверх, вниз), различать звуки по высоте,
длительности, динамические оттенки, темпы; - сохранять ритмический рисунок;
- отмечать правильное и неправильное пение;
расширять певческий диапазон, брать
правильное дыхание (перед началом пения, между
фразами, удерживать до конца фразы);
- импровизировать простейшие мелодии;
прививать
исполнительскую
культуру
(выразительность,
эмоциональность,
умение
слышать друг друга).
- следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
соблюдать правила безопасного поведения.
- развивать музыкальные способности (слух,
память, ритм, мышление);
развивать
сенсорные
способности
(чувствовать, ощущать, сопереживать);
развивать
творческое
мышление,
воображение и фантазию.

4

Пояснительная записка.
Пение - основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня позволяет
человеку не только выразить свои чувства, передать внутреннее состояние, но и
вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с
передаваемым настроением исполнителя. Песня - яркая и образная форма
углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение
песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному,
доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим
путём.
Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать
массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко
оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к
«высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчёркивал, что пение
«первоначально и существенно подобно разговору». По сути, песня - это синтез
слова и музыки.
Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного
количества вариантов. Использование «единственно эффективного метода» таит в
себе опасность пойти по пути шаблона и стандарта, что не соответствует
педагогике искусства.
Методическая направленность данной программы базируется на
современных авторских методиках Г. Струве, В. Емельянова, на знакомстве с
опытом работы музыкальных педагогов - новаторов В. Жилина, Т.
Тютюнниковой, Т. Боровик, на теоретических трудах К. Орфа.
Актуальность.
Обучение детей пению - одна из важнейших и к тому же самых сложных
задач музыкального воспитания. К сожалению, в последние годы, музыкальными
руководителями дошкольных учреждений основной акцент ставится на
разучивание эффектных, современных песен не соответствующих возможностям
ребёнка. В результате - крикливое, фальшивое пение под фонограмму или под
громкий аккомпанемент, заглушающий голос дошкольника, что вредно, и
сказывается на здоровье ребёнка.
Программа нацелена ненавязчиво, игровыми методами научить детей
владеть своим голосом, помочь ребёнку «поймать» ощущение чистого пения
(координацию между слухом и голосом), дети углубленно знакомиться и
разучивать песни русских и советских композиторов, а также учиться
импровизировать простейшие мелодии на заданный текст.
Отличительной особенностью программы является:
- воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной
позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных
ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его;

5

- воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна
с героическим прошлым и счастливым будущим;
- воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к
родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым
людям; формирование гендерных представлений; стремления в своих поступках
следовать положительному примеру;
- забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них
элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных
привычек, в том числе в двигательной активности;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, за счет учета
индивидуальных особенностей детей.
Материал представлен по возрастной группе детей 6-7 лет. Это дает
возможность видеть временную перспективу развития нравственных качеств
дошкольника, что позволяет более полно учитывать в работе индивидуальные
особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные
рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие вокальных данных, постановка детского певческого голоса.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у детей умение выразительного, искреннего исполнения понятных,
интересных ему песен.
Развить у детей необходимые вокальные навыки, а именно:
- петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
- петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и
заканчивать, слушать других;
- исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с
помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
- обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно
артикулировать;
- правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по
высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический
рисунок;
- отмечать правильное и неправильное пение;
- расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом
пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
- импровизировать простейшие мелодии;
- прививать исполнительскую культуру (выразительность, эмоциональность,
умение слышать друг друга).

6

Воспитывающие:
- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать
правила безопасного поведения.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
- развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
- развивать творческое мышление, воображение и фантазию.
Возраст детей, численность в группе .
Возраст детей - от 6 до 7 лет. Численность в группе - 10 детей.
Продолжительность образовательного процесса, этапы.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся с 01 октября по 31
мая включительно, 1 раз в неделю. Количество занятий — 30.
Форма и режим занятий.
Форма занятий:
групповые (10 детей) - 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 30 минут.
Структура занятий:
1. Музыкальное приветствие.
2. Основная часть:
• артикуляционная гимнастика;
• песня-упражнение для развития голоса и музыкального слуха;
• дыхательная гимнастика;
• задание для развития песенного творчества;
• ритмоинтонационная игра;
• ритмодекламация;
• разучивание песни. 3.
Заключительная часть:
• упражнение на расслабление;
• массаж.
Ожидаемые результаты.
Осуществление в работе целей и задач, поставленных программой. Способ
проверки - диагностика.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, и самому
себе,
обладает
чувством
собственного
достоинства;
активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявлять свои чувства в том числе чувство веры
в себя.

7

• Свободно владеет основными певческими навыками (звукообразование,
дикция, дыхание), чисто интонирует в рамках певческого диапазона.
• Поет выразительно, правильно передает мелодию (ускоряя, замедляя,
усиливая, ослабляя звучание).
• Поет знакомые и малознакомые песни с музыкальным сопровождением и
без него.
• Владеет навыками пения в ансамбле, чувствует партнера, дают
характеристику своему пению и пению других детей.
• Проявляет фантазию в придумывании выразительной интонации,
передающей настроение, звукоподражание.
Диагностика.
Цель диагностики - выявление уровня песенного исполнения. Метод
диагностики - отслеживание методом наблюдения на занятиях и индивидуально
по специально подобранным заданиям.
Способы проверки.
1. Исполнение знакомой и малознакомой песен с сопровождением и без.
Выявить выразительность пения, передачи мелодии (ускорение, замедление,
усиление, ослабление звучания), правильность взятия дыхания,
правильность произнесения звуков, смягчение их в конце фразы.
2. Задание на развитие песенного творчества. Выявить способности
самостоятельно находить нужную певческую интонацию, импровизировать
на заданный текст, допевать тонику или недостающие несколько звуков.
Характеристика
уровня
исполнительской
культуры
пения:
Сформированный. Поет выразительно, хорошо передавая мелодию (ускоряя,
замедляя, усиливая, ослабляя звучание). Берёт дыхание на начало музыкальной
фразы. Правильно произносит все звуки, смягчая их в конце каждой фразы. Поёт
знакомые и малознакомые песни с сопровождением и без него. Чувствует
партнера в ансамбле, хоре.
Не сформированный. Пение невыразительное, нечёткая дикция. Берёт
дыхание в середине фразы. Затрудняется петь без музыкального
сопровождения знакомые песни. Исполняя песни в ансамбле или хоре, не
слышит других детей, выкрикивает.
Основы исполнительской культуры пения:
№
Сформированы
Не сформированы
1. Свободно
владеет
основными Не всегда правильная артикуляция,
певческими
навыками нечёткая
дикция,
не
точно
(звукообразование, дикция, дыхание), интонирует.
чисто интонирует в рамках певческого
диапазона.

8

2. Поет
выразительно,
правильно Для
передачи
выразительности
передает мелодию (ускоряя, замедляя, использует громкое пение.
усиливая, ослабляя звучание).

3. Поет знакомые и малознакомые песни Затрудняется
петь
знакомые,
с музыкальным сопровождением и без незнакомые
песни
без
него.
сопровождения.
4. Владеет навыками пения в ансамбле, Исполняя песни в хоре, не слышит
чувствует
партнера,
дают других детей, не может дать
характеристику своему пению и пению характеристику своего пения и
других детей.
других детей.
5. Проявляет фантазию в придумывании Затрудняется в выполнении задания.
выразительной
интонации,
передающей
настроение,
звукоподражание.
Формы подведения промежуточных результатов и итогов реализации
программы:
- выступление на праздничных утренниках, развлечениях, на
родительских собраниях 1 раз в квартал
- участие в областном конкурсе «Палитра талантов»;
- участие в городском фестивале «Северские колокольчики»

9

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Календарно-тематический план.
Непосредственно-образовательная деятельность Коли Продо
чест во лжите
НОД льнос
ть НОД
4
«Лимоднадный дождик»
- научить сопоставлять и воспроизводить
интонации различной высоты и звуковысотной
направленности;
- упражнять детей в чистом интонировании
малой терции вниз и чистой кварты вверх, с
музыкальным сопровождением и без него;
- развивать у детей ладовый слух;
- учить импровизировать на предлагаемый
текст, допевать тонику или недостающие
несколько звуков;
- развивать мышцы дыхательной системы,
помочь
устранению
поверхностного,
не
ритмичного
дыхания,
нормализовать
физиологическое
спокойное,
размеренное,
плавное дыхание;
- формировать естественное звучание голоса;
- развивать музыкальный, поэтический слух.
4
«На часик мама уходила»
- дать детям возможность почувствовать и
послушать свой голос, поиграть с ним, расширить
диапазоны речевого и певческого голоса;
- развивать три основных момента речевого и
певческого дыхания: вдох (короткий), задержка и
постепенный выдох;
- развивать творческие способности детей:
учить
самостоятельно
находить
нужную
певческую интонацию, обязательно заканчивать
её
на
устойчивых
звуках,
развивать
ладотональный слух;
- формировать естественное звучание голоса,
развивать
свободу
и
непосредственность
общения;
- развивать музыкальный, поэтический слух.

4х30
мин.

4х30
мин

10

Ноябрь

«Выйди, солнышко, скорей!»
- готовить ребёнка к управлению своим
голосом, дыханием, дикцией. Чувствовать и
слышать свой голос, играть с ним;
- развивать три основных момента речевого и
певческого дыхания: вдох (короткий), задержка и
постепенный выдох;
- продолжать развивать у детей ладовый слух.
Учить импровизировать на предлагаемый текст.
Допевать тонику;
- развивать тембр, регистр, темп голоса;
- развивать музыкальный и поэтический слух.

4

4х30
мин

Декабрь

«Зимушка-зима»
- расширять диапазоны речевого и певческого
голоса;
- развивать интонационный и фонематический
слух;
- научить удлинять выдох на звуках закрытых,
экономных (шипящих или свистящих);
- учить самостоятельно находить нужную
певческую интонацию, обязательно заканчивая её
на устойчивых звуках. Развивать ладотональный
слух;
- развивать речевой и музыкальный слух.
«Спортивная семья»
продолжать учить детей различать и
самостоятельно определять направление мелодии;
слышать
и
точно
интонировать
повторяющиеся звуки в начале песни;
упражнять
в
чистом
интонировании
поступенного скачкообразного движения мелодии
(малая терция вниз);
- учить петь выразительно, передавая игровой,
шутливый характер пени;
- усложнять работу дыхательных мышц;
развивать у детей самостоятельность,
инициативу, творческую активность в поисках
певческой интонации;
- развивать речевое и певческое дыхание,
дикцию и выразительность речи.

4

4х30
мин

2

2х30
мин.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Русский самовар» - расширять диапазон детского
голоса;
- упражнять в чистом интонировании с
музыкальным сопровождением и без;
- тренировать вдох более открытых гласных «о»,
«а»;
развивать
творческую
инициативу
в
варьировании
мелодических
оборотов,
музыкальных фраз;
- развивать выразительные средства речи;
- развивать музыкальный и поэтический слух.
«Колыбельная песня»
- вырабатывать у детей кантиленность в пении,
способствовать
развитию
дыхания
и
музыкального слуха;
- добиваться легкости звучания;
- развивать подвижность языка, используя
работу со слогом «ля-ля»;
- развивать речевое и песенное дыхание;
- развивать у детей самостоятельность,
инициативу, творческую активность в поисках
певческой интонации;
- развивать выразительные средства речи.
«Весной»
- чувствовать и слышать свой голос;
- расширить диапазоны речевого и певческого
голоса;
- развивать речевое и песенное дыхание;
- продолжать учить самостоятельно находить
нужную певческую интонацию;
- развивать ладотональный слух;
- развивать диапазон речевого и певческого
голоса.
«Необитаемый остров»
- упражнять в чистом интонировании;
- продолжать учить удлинять звук, повышать и
понижать голос;
- учить детей использовать в своей творческой
деятельности музыкальный опыт представлений
о жанре, о характере музыки, о песенной форме;
- развивать выразительные средства речи;
- развивать музыкальный, поэтический слух.

4

4х30
мин.

4

4х30
мин.

4

4х30
мин.

4

4х30
мин.

12

Содержание программы.
Сентябрь.
Тема занятий: «Лимонадный дождик».
Задачи:
- научить сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и
звуковысотной направленности;
- упражнять детей в чистом интонировании малой терции вниз и чистой кварты
вверх, с музыкальным сопровождением и без него;
- развивать у детей ладовый слух;
- учить импровизировать на предлагаемый текст, допевать тонику или
недостающие несколько звуков;
- развивать
мышцы
дыхательной
системы,
помочь
устранению
поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализовать физиологическое
спокойное, размеренное, плавное дыхание;
- формировать естественное звучание голоса;
- развивать музыкальный, поэтический слух.
Содержание занятий:
1. Музыкальное приветствие песня «Хлопушка», муз. Г. Мовчана
(Приложение 2).
2. Артикуляционная гимнастика в форме сказки «Путешествие язычка»,
автор. С.А. Коротаева (Сборник «Игровая методика обучению детей
пению», О.В. Кацер, стр. 12. Приложение 3).
3. Песня - упражнения для развития голоса и музыкального слуха
«Музыкальное эхо», музыка М. Андреевой (Сборник «Учите детей петь»,
6-7 лет, стр. 25. Приложение 4).
4. Дыхательная гимнастика на нормализацию дыхания «Деревья».
(Приложение 5).
5. Задание для развития песенного творчества. Песня «Осенью», слова А.
Шибицкой, музыка Г. Зингера. (Приложение 6).
6. Ритмоинтонационная игра «Имена». (Приложение 7).
7. Ритмодекламация «Пять обезьянок» (Курсы Т. Боровик «От слова к
музыке»). (Приложение 8).
8. Разучивание песни «Лимонадный дождик», слова и музыка К. Костина.
(Аудиокассета «Лимонадный дождик». Детская эстрадная студия
«Дельфин». Приложение 9).
9. Упражнение на расслабление «Аромат роз» (Приложение 10).
Октябрь.
Тема занятий: «На часик мама уходила».
Задачи:
- дать детям возможность почувствовать и послушать свой голос, поиграть с
ним, расширить диапазоны речевого и певческого голоса;
- развивать три основных момента речевого и певческого дыхания: вдох
(короткий), задержка и постепенный выдох;

13

- развивать творческие способности детей: учить самостоятельно находить
нужную певческую интонацию, обязательно заканчивать её на устойчивых
звуках, развивать ладотональный слух;
- формировать естественное звучание голоса, развивать свободу и
непосредственность общения;
- развивать музыкальный, поэтический слух.
Содержание занятий:
1. Музыкальное приветствие с элементами пальчиковой гимнастики «Я
здороваюсь везде». (Приложение 2).
2. Артикуляционная гимнастика «Индюки болтают», «Парашютик»,
«Грибочек» (Приложение 3).
3. Развивающая игра с голосом «Ослик», автор С.А. Каратаева.
(Приложение 4).
4. Дыхательная гимнастика без звука «Надуваем шарик» (Приложение 5).
5. Развитие песенного творчества, ритмоинтонационная игра. Песня «Джон
- зайчик», слова Тенфьюрд. (Сборник «Доноткино, Т. Тютюнниковой,
стр. 27). (Приложение 6).
6. Ритмоинтонационная игра «Кого сегодня нет?» (Приложение 7).
7. Ритмодекламация «Пять воронят» (Курсы Т.Боровик. Аудиокассета «От
слова к музыке»). (Приложение 8).
8. Разучивание песни «На часик мама уходила», слова С. Эйдлина, музыка
В. Юдиной. (Приложение 9).
9. Массаж «Хрюшечки». (Приложение 10).
Ноябрь.
Тема занятий: «Выйди, солнышко, скорей!»
Задачи:
- готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, дикцией.
Чувствовать и слышать свой голос, играть с ним;
- развивать три основных момента речевого и певческого дыхания: вдох
(короткий), задержка и постепенный выдох;
- продолжать развивать у детей ладовый слух. Учить импровизировать на
предлагаемый текст. Допевать тонику;
- развивать тембр, регистр, темп голоса;
- развивать музыкальный и поэтический слух.
Содержание занятий:
1. Музыкальное приветствие с элементами пальчиковой гимнастики
«Здравствуй, рыбка». (Приложение 2).
2. Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка», автор С.А.5
Коротаева (Сборник «Игровая методика обучению детей пению» О.В.
Кацер, стр.13 - стихотворный вариант. Приложение 3).
3. Развивающая игра с голосом «Ледяное эхо», сл. В.Суслова (Сборник
«Доноткино» часть 2, стр. 17. Приложение 4).
4. Дыхательная гимнастика без звука «Задуем свечи». (Приложение 5).

14

5. Задание на развитие песенного творчества «Снежок», мелодия Т.
Бырченко. (Сборник «Учите детей петь, 6-7 лет, стр. 54). (Приложение 6).
6. Ритмоинтонационная игра «Дождик» (Приложение 7).
7. Ритмодекламация «Нету печенья», Т. Боровик (Приложение 8).
8. Разучивание песни «Выйди, солнышко», музыка А. Варламова
(Приложение 9).
9. Упражнение на расслабление «Засыпающий цветок». (Приложение 10).
Декабрь.
Тема занятий: «Зимушка-Зима». Задачи:
- расширять диапазоны речевого и певческого голоса;
- развивать интонационный и фонематический слух;
- научить удлинять выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или
свистящих);
- учить самостоятельно находить нужную певческую интонацию, обязательно
заканчивая её на устойчивых звуках. Развивать ладотональный слух;
- развивать речевой и музыкальный слух.
Содержание занятий:
1. Музыкальное приветствие с элементами пальчиковой гимнастики
«Здравствуй, здравствуй, петушок». (Приложение 2).
2. Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит», Вкусное варенье»,
«Гармошка». (Приложение 3).
3. Развивающая игра с голосом «Пробуждение», автор С.А. Каратаева
(Приложение 4).
4. Дыхательная гимнастика со звуком - выдыхание на согласных «Пчела»,
«Комар», «Воздух из колеса машины». (Приложение 5).
5. Задание для развития песенного творчества «Колыбельная», музыка В.
Карасёвой (Сборник «Учите детей петь», 6-7 лет, стр. 55. (Приложение
6).
6. Ритмоинтонционное упражнение «Эхо». (Приложение 7).
7. Ритмодекламация «У оленя дом большой». (Приложение 8).
8. Разучивание песни «Зимняя песенка», слова Е. Пашиной, музыка О.
Фокиной. (Приложение 9).
9. Упражнение на расслабление «Делай как я». (Приложение 10).
Январь.
Тема занятий: «Спортивная семья». Задачи:
- продолжать учить детей различать и самостоятельно определять
направление мелодии;
- слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки в начале песни;
- упражнять в чистом интонировании поступенного скачкообразного
движения
мелодии
(малая
терция
вниз);
- учить петь выразительно, передавая игровой, шутливый характер пени;
15

- усложнять работу дыхательных мышц;
- развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в
поисках певческой интонации;
- развивать речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.
Содержание занятий:
1. Музыкальное приветствие с элементами пальчиковой гимнастики
«Добрый вечер!». (Приложение 2).
2. Артикуляционная гимнастика «Кто дальше загонит мяч», «Блинчик»,
«Маляр». (Приложение 3).
3. Песня-упражнение для развития голоса «Горошина», В.Карасёвой
(Сборник «Учите детей петь» 6-7- лет, стр. 30).
4. Дыхательная гимнастика с повышением и понижением голоса «Поезд»,
«Самолет». (Приложение 5).
5. Задание для развития песенного творчества. Песня «Кто шагает ряд за
рядом?», музыка Г. Зингера (Сборник «Учите детей петь», 6-7 лет, стр.
57).
6. Ритмоинтонационное
упражнение
«Кошачий
ответ»
(Сборник
«Доноткино», Т. Тютюнниковой, стр. 29) (Приложение 7).
7. Ритмодекламация «Тишина». (Приложение 8).
8. Разучивание песни «Спортивная семья», слова и музыка Владимира
Войтович. (Приложение 9).
9. Упражнение на расслабление «Волшебный сон». (Приложение 10)
Февраль.
Тема занятий: «Русский самовар». Задачи:
- расширять диапазон детского голоса;
- упражнять в чистом интонировании с музыкальным сопровождением и без;
- тренировать вдох более открытых гласных «о», «а»;
- развивать творческую инициативу в варьировании мелодических оборотов,
музыкальных фраз;
- развивать выразительные средства речи;
- развивать музыкальный и поэтический слух.
Содержание занятий:
1. Музыкальное приветствие «День добрый» музыка Андреаса, рус. Текст Т.
Боровик (Курсы Т. Боровик «От слова к музыке». (Приложение 2).
2. Артикуляционная гимнастика «Барабанщик», «Качели», «Месим тесто».
(Приложение 3).
3. Песня-упражнение для развития голоса «Пой за мной», муз. Т.
Тютюнниковой. (Сборник «Доноткино» часть 2, стр.88).
4. Дыхательная гимнастика с открытыми гласными «Встреча язычка с
жителями удивительной страны». (Приложение 5).
5. Задание на развитие песенного творчества. Песня «Путаница», нем.
фольклор.
(Сборник
«Доноткино»,
Т.Тютюнниковой,
стр.12).
(Приложение 6).
6. Ритмоинтонационное упражнение «Энзы - бэнзы» (Приложение 7).

16

7. Ритмодекламация «Терпение-кипение». (Приложение 8).
8. Разучивание песни «Самовар», слова и музыка Татьяны Музыкантовой
(Приложение 9).
9. Упражнение на расслабление «Аромат цветов». (Приложение 10).
Март.
Тема занятий: «Колыбельная песня».
Задачи:
- вырабатывать у детей кантиленность в пении, способствовать развитию
дыхания и музыкального слуха;
- добиваться легкости звучания;
- развивать подвижность языка, используя работу со слогом «ля-ля»;
- развивать речевое и песенное дыхание;
- развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в
поисках певческой интонации;
- развивать выразительные средства речи.
Содержание занятий:
1. Музыкальное приветствие с элементами пальчиковой гимнастики
«Здравствуй, небо!». (Приложение 2).
2. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка».
(Приложение 3).
3. Песня-упражнение для развития голоса «Вальс», музыка Е.Тиличеевой.
(Сборник «Учите детей петь», 6-7 лет, стр.27).
4. Дыхательная гимнастика «Море» (Приложение 5).
5. Задание на развитие песенного творчества. Песня «Сонная песенка»,
слова А. Введеневского. (Сборник «Доноткино», Т. Тютюнниковой, стр.
31).
6. Ритмоинтонационное упражнение «Тарам-шурум-бурум» (Сборник
«Доноткино», Т. Тютюнниковой, стр. 13). (Приложение 7).
7. Ритмодекламация «Волшебный рассвет», Т. Боровик (Семинар «От слова
к музыке». (Приложение 8).
8. Разучивание песни «Баю-баюшки, бай-бай», слова В. Татаринова, музыка
А. Варламова. (Кассета «Семь нот». Приложение 9).
9. Упражнение на расслабление «Расслабление приятно». (Приложение 10).
Апрель.
Тема занятий: «Весной». Задачи:
- чувствовать и слышать свой голос;
- расширить диапазоны речевого и певческого голоса;
- развивать речевое и песенное дыхание;
- продолжать учить самостоятельно находить нужную певческую интонацию;
- развивать ладотональный слух;
- развивать диапазон речевого и певческого голоса. Содержание занятий:
1. Музыкальное приветствие с элементами пальчиковой гимнастики
«Здравствуй, солнце золотое!» (Приложение 2).

17

2. Артикуляционная гимнастика «Почистим зубы», «Наказать непослушный
язык». (Приложение 3).
3. Развивающая игра с голосом «Лес ночной» С. Пшеничных. (Сборник
«Игровая методика обучения детей пению», стр. 17).
4. Развитие речевого дыхания «Нюхаем цветочек». (Приложение 5).
5. Задание на развитие песенного творчества. Песня «Весной», муз. Г.
Зингера (Сборник «Учите детей петь», стр. 59).
6. Ритмоинтонационное упражнение «На травке» (Приложение 7).
7. Ритмодекламация «Совершенно непонятно». (Приложение 8).
8. Разучивание песни «Весенние веснушки», слова и музыка Т. Боковой.
(Кассета «С песней круглый год». Приложение 9). (к 145)
9. Упражнение на расслабление «Я - хороший, ты - хороший». (Приложение
10).
Май.
Тема занятий: «Необитаемый остров». Задачи:
- упражнять в чистом интонировании;
- продолжать учить удлинять звук, повышать и понижать голос;
- учить детей использовать в своей творческой деятельности музыкальный опыт
представлений о жанре, о характере музыки, о песенной форме;
- развивать выразительные средства речи;
- развивать музыкальный, поэтический слух.
Содержание занятий:
1. Музыкальное приветствие с элементами пальчиковой гимнастики
«Расскажу секрет». (Приложение 2).
2. Артикуляционная гимнастика «Приклей конфетку», «Фокус».
(Приложение 3).
3. Песня-упражнение для развития голоса «Лиса по лесу ходила», р.н.п. об.
Т. Попатенко. (Сборник «Учите детей петь» 6-7- лет, стр. 33).
4. Дыхательная гимнастика «Весна». (Приложение 5).
5. Задание на развитие песенного творчества. Песня «Плясовая», слова ТА.
Шибицкой, музыка Т. Ломовой. (Сборник «Учите детей петь», стр. 62).
6. Ритмоинтонационное упражнение. Песня «Про вкусное и грустное»,
Т.Тютюнниковой. (Приложение 7).
7. Ритмодекламация «Сосны». (Приложение 8).
8. Разучивание песни «Необитаемый остров», слова Татьяна Шапиро,
музыка Ларисы Вихаревой (130). (Приложение 9).
9. Упражнение на расслабление «Я и ты - просто чудо». (Приложение 10).
Методическое обеспечение программы
Технология изучения программы:- формы организации - совместная
деятельность, занятия. Концептуальной основой программы являются
следующие принципы и методы:
18

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей ребёнка и в связи с этим определений посильных для него заданий. Оптимальная мера
доступности это не отсутствие трудностей, а возможность их
успешного преодоления путём физических, психических усилий
занимающихся.
Индивидуализация предусматривает учёт индивидуальных особенностей
ребёнка. Задача состоит в том, чтобы улучшить, развить способности, малыша.
Иногда выполнение изначально робким ребёнком ведущих ролей или показ
какого - либо упражнения по заданию педагога освобождает его от
застенчивости, вызывает интерес к занятиям.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке
перед ребёнком и выполнении к им всё более трудных, и новых заданий, в
постепенном увеличении объёма интенсивности нагрузок. Обязательным
условием успешного обучения тек же является чередование нагрузок с
отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить
постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации
организма к нагрузкам.
Принцип наглядности понимается, как широкое взаимодействие всех
внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребёнка с
окружающей действительностью. При разучивании песен, наглядность - это
безукоризненное исполнение песни педагогом.Все вышеуказанные принципы
могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
Методические приёмы
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным
показом. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит
воображение
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных
пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанная с движением, жестом и
музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит
соединительным звеном между движением и музыкой.
Словесные объяснения должны быть, краткими доступными, образными и
конкретными.
Музыкальное сопровождение, как методический приём. Рассчитывать на то,
что ребята сами научатся слушать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими
пояснениями должен помочь детям приобрести умения согласовывать
движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несёт в себе все те эмоции,
которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

19

Импровизационный метод. На занятии имеет смысл постепенно подводить
детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринуждённого
движения, такого как подсказывает музыка. При использовании
импровизационного метода на занятии никогда предварительного
прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые
движения под непосредственным её воздействием. Педагогу следует тактично
направить внимание ребёнка на подлинный характер музыки, на поиск
собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности. Занятия с дошкольниками вовсе не
исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки.
Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о
танцевальной культуре прошлых столетий без знакомства с репродукциями,
книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей
такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия.
Концентрический метод. Заключается в том, что педагог по мере усвоения
детьми определённых движений, танцевальных композиций вновь
возвращается к пройденному, но уже предлагает более сложные упражнения и
задания.

20

Список литературы
1. Бекина С.И., Орлова Т.М. Учите детей петь: игры и упражнения для
развития голоса у детей 6-7 лет. М.: Просвещение, 1988.
2. Журавленко Н.И. Уроки пения. Ми: Полиграфмаркет, 1998.
3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению, С. -П. Музыкальная
палитра, 2005.
4. Коротаева С. Статья «Голосовые игры», ж. «Музыкальная палитра», №22003г., с.32.
5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,
1997.
6. Олифирова Л.А., «В стране веселых песен. М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2002.
7. Тарасова К. Статья «К постановку детского голоса», ж. «Музыкальный
руководитель» №1-2004, с. 5.
8. Тютюнникова Т., «Доноткино», М.: Педагогическое общество России,
2005.
9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».