Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ................................. 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы........................................................................ 6
1.3. Содержание программы .......................................................................... 6
1.4. Планируемые результаты ...................................................................... 11
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ....................... 11
2.1. Календарный учебный график .............................................................. 11
2.2. Условия реализации программы ........................................................... 11
2.3. Формы аттестации ................................................................................. 12
2.4. Оценочные материалы ........................................................................... 12
2.5. Методические материалы ...................................................................... 14
2.6. Список литературы ................................................................................ 14
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании следующих нормативных
документов:
•
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в
РФ»;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 августа 2013
г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
•
Методические
рекомендации
Минобрнауки
России
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо
Минобрнауки России от 18.11.2015 Н - 09-3242);
•
Концепция развития дополнительного образования детей,
распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
•
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017)
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
•
Устав и локальные акты муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 48» (далее
МАДОУ «Детский сад № 48»)
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического
развития ребенка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок
детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном
творчестве ребенок видит собственную значимость.
В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами
народной и классической музыки, что способствует обогащению их
духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение,
эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.
Актуальность. Одной из актуальных проблем педагогики является
проблема развития творческих качеств личности. Их формирование
эффективно проходит в различных видах художественной деятельности.
Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста,
используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы
1.1.
3
занятий, условия для управления музыкально - эстетическим развитием
детей.
Музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и
непринужденно.
Программа
«Веселые
нотки»
(художественной
направленности) призвана помочь детям почувствовать красоту и силу
воздействия музыки. При разработке программы и подборе музыкального
репертуара нами были взяты за основу следующие положения отечественной
музыкальной педагогики:
- музыка — «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев);
- восприятие музыки — ведущий вид деятельности, определяющий
успех всех других видов деятельности (В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина, Н. Л.
Гродзенская, О. П. Радынова);
- взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в
музыкальной деятельности формирует основы музыкального сознания (М.
Теплов, К. В. Тарасова, О. П. Радынова);
- «через красивое — к человеческому» (В. А. Сухомлинский).
Отличительной особенностью данной программы от действующей
программы воспитания и обучения в детском саду, где основной упор сделан
на исполнительскую деятельность дошкольников, является развитие
чувственно - эмоциональной сферы ребенка во взаимосвязи со сферой
нравственно-интеллектуальной. Может быть использована для обучения
детей ОВЗ, обучающихся по программам 5.1; 5.2; 7.1; 7.2.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (57 лет).
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка:
в этот период жизни начинают формироваться новые психологические
механизмы деятельности и поведения.
Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется,
активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается
координация и устойчивость равновесия. Ребенок не так быстро утомляется,
становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей
физической выносливостью).
По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка
приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются
интеллектуальные возможности детей. Расширяется общий кругозор детей. В
старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает
намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала,
более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех
4
познавательных психических процессов. Совершенствуется связная,
монологическая речь.
К важнейшим показателям музыкального развития, интенсивно
проявляющимся в старшем дошкольном возрасте, относятся:
- развитая музыкальная память, возросший уровень запоминания,
произвольность внимания.
- умение оперировать музыкальными представлениями;
- умение управлять музыкальной деятельностью;
- качественные отличия детского исполнительства, появляющиеся на
основе осознанной цели;
- возросшая творческая активность в ее индивидуальных проявлениях.
В этом возрасте ярко выявляется индивидуальность ребенка, его
инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве,
эмоционально осознанное восприятие.
Происходит дальнейшее развитие слуховых ощущений для восприятия,
различение, запоминание, воспроизведение музыкальных звуков различной
высоты, тембровой окраски, организованных во временном и ладовом
отношении.
Мелодический слух шестилетних детей проявляется в точном
воспроизведении сложных интонационных оборотов мелодии (восходящая
секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации), различении и
воспроизведении интервалов от секунды до октавы. Певческая интонация
становится более точной. Дети этого возраста способны к различению
устойчивых и неустойчивых тоник, что свидетельствует о восприятии
ладовых тяготений.
Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра,
акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа
произведения.
Программа рассчитана на детей разновозрастной группы от 5 до 7
лет, срок реализации – 1 год. Программа предполагает проведение восьми
занятий в месяц (два раза в неделю) в первой или второй половине дня (всего
72 часа: мониторинг в сентябре - 2 занятия на 1 рабочей неделе; и в мае - 2
занятия на 36 рабочей неделе; 68 занятий обучающего характера).
Занятия организованы в группах по 10-15 детей разного возраста.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Форма обучения – очная.
5
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие вокально – творческих данных у дошкольников,
воспитание у детей певческой культуры.
Задачи:
- выявление музыкальных способностей детей и их развитие;
- сформировать умение выразительно и «чисто» передавать мелодию в
диапазоне «до» первой октавы «до»- «ре» второй октавы;
- развивать мелодический, звуковысотный, тембровый, динамический
слух, чувство ритма;
- способствовать развитию музыкальной памяти;
- формировать певческое дыхание, работать над дикцией;
- развивать творческую активность детей;
- добиваться слаженного пения с сопровождением и без него;
- формировать культуру общения, терпимость и уважение к другим
членам вокального кружка
- развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус,
учить понимать и любить музыку.
1.3.
№
п/п
1
2
3
4
5
Содержание программы
Вид
музыкальной
деятельности
Слушание
музыки
Упражнения
для развития
голоса и слуха.
Пение
Инсценировки,
игры, хороводы.
Игра на детских
музыкальных
инструментах.
ИТОГО:
Учебный план
Количество часов
Всего
Теория
Практика
4
1
3
10
2
8
36
9
2
2
34
7
9
2
7
68
9
59
Формы
аттестации /
контроля
Выступление
ансамбля и
солистов на
праздниках,
утренниках
(1 раз в
квартал)
6
Содержание программы
Виды музыкальной
деятельности
Программные задачи
Репертуар
Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- «Весело-грустно»
Слушание музыки - Познакомить детей с
произведениями русских и Бетховен
зарубежных классиков,
- «Слеза» Мусоргский
объединенных общей
- «Порыв» Шопен
темой: «Настроение и
чувства».
- Эмоционально
откликаться на
услышанное.
- Определять характер,
настроение музыки.
- «Чисто» интонировать - «Солнышко» - русская
Упражнения для
развития голоса и простые песенки-попевки. народная песня.
- Следить за дыханием.
- «Маленькая Юлька»
слуха
- Работать над дикцией.
- «Лесенка»
- «Вот какая песенка»
- Петь естественным
- « Дудочка» Парцхаладзе
Пение
голосом.
- «Песня кота Леопольда»
- Чисто интонировать
Б. Савельева.
мелодию.
- «Чудо-чудеса» А.
- Петь эмоционально,
Филиппенко.
выразительно.
- «Осень» Егоровой.
- Четко и правильно
произносить текст.
- Передавать настроение,
- «Еж и мыши» Струненко
Инсценировки,
характер и содержание
- Игра «Замри»
игры, хороводы
песен в движениях.
- Хоровод «Чудо-чудеса»
- Выполнять движения
- «Дудочка» Парцхаладзе
ритмично, выразительно.
Второй квартал (декабрь, январь, февраль)
- «Старинная французская
Слушание музыки Тема: «Песня, танец,
марш»
песенка» П.И. Чайковский
- Определять основные
- «Неаполитанская
жанры, давать им
песенка» П.И. Чайковский
характеристику.
- «Марш» С. Прокофьев
- Сравнительная
- «Марш деревянных
характеристика пьес,
солдатиков» П.И.
написанных в одном
Чайковский
жанре.
- «Вальс» П.И.
- Подвести к пониманию
Чайковский
7
Виды музыкальной
деятельности
Упражнения для
развития слуха и
голоса.
Пение
Игры, хороводы,
инсценировки.
Игра на детских
музыкальных
Программные задачи
обобщенных понятий:
песенность,
танцевальность,
маршевость в
непрограммной музыке.
- Развивать музыкальную
память мелодический слух.
- Познакомить с новыми
попевками.
- Продолжить работу над
дикцией.
- Прохлопывать
ритмический рисунок.
- Повторять, закреплять
знакомые попевки.
- Продолжить работу над
формированием вокальнопевческих навыков:
звукообразованием,
дыханием, дикцией.
- Петь «легко»,
естественным голосом
- Познакомить с новыми
разнохарактерными
песнями.
- Продолжить работу над
выразительностью,
эмоциональность
исполнения песен.
- Развивать творческое
мышление.
- Развивать умение
самостоятельно
придумывать простые
образные и танцевальные
движения.
- Развивать мимику, учить
ритмично танцевать под
свое пение.
- Знакомство с приемами
игры на детских
музыкальных
Репертуар
- «Полька» М. Глинка
- «Заинька» русская
народная песня
- «Андрей-воробей»
русская народная
прибаутка.
- «Вот зима к нам
пришла»
- «Маленькая Юлька»
- «Зимушка-зима»
Вахрушева.
- «Елочка- проказница»
Насауленко.
- «Дед Мороз и валенки»
В. Шаинский.
- «Песенка про папу» Н.
Рыбкин.
- «Москвичи» муз. Эшпая.
- «Бравые солдаты» муз.
А Филиппенко.
- «Дед мороз и валенки»
В. Шаинский.
- «У оленя дом большой»
- «Если весело живется,
делай так!».
- «Елочка – проказница»
Насауленко.
- «Андрей-воробей»
русская народная
прибаутка.
8
Виды музыкальной
деятельности
Программные задачи
Репертуар
инструментах.
- «Солнышко» русская
- Совершенствовать
народная песня.
звуковысотный слух,
- «Лесенка»
побуждать к
- «Маленькая Юлька»
самостоятельному
музыцированию.
- Учить играть простые
попевки .
Третий квартал (март, апрель, май)
- «Утро» муз. Э. Григ
Слушание музыки - Познакомить с новой
темой: «Природа и
- «Вечер» С. Прокофьев
музыка».
- «Подснежник» П.И.
- Формировать умение
Чайковский.
различать не только
- «Рассвет на Москвахарактер и настроение, но
реке» Мусоргский.
различать средства
- «Осенняя песенка» П.И.
музыкальной
Чайковский.
выразительности.
- Продолжить работу над
- «Синьор-помидор»
Упражнения для
формированием вокально- - «Про кота»
развития слуха и
певческих навыков,
- «Прозвенел звонок»
голос.
- Познакомить со
- «Синее небо - черная
звукорядом C-dur.
земля»
- Знакомить с приемами
- «Лесенка»
пения с рукой, показывая
- Пение знакомых
направление мелодии.
попевок.
- Побуждать детей к
- Песенная импровизация:
Песенное
песенной импровизации на
«Здравствуйте дети –
творчество
вопросы педагога:
здравствуйте»
«Как тебя зовут?»
«Кап-кап-кап «Оля, где ты?»
зазвенели капельки».
«Здравствуйте, дети» и
«Доброе утро» и
др.
другие.
- Познакомить детей с
- «Доброта» слова и
Пение
новыми интересными
музыка Е. Гомоновой
песнями повышенной
- «Самая счастливая» Ю.
трудности.
Чичкова.
- Продолжить работу над
- «Маленькие модницы»
формированием вокально- Н.И. Куликовой.
певческих навыков.
- «Что такое детство?»
- Продолжить работу по
муз. Бокач.
формированию «легкого»,
9
Виды музыкальной
деятельности
Игры,
инсценировки,
хороводы
Игра на детских
музыкальных
инструментах
Программные задачи
естественного пения.
- Быстро реагировать на
смену динамики и
характера музыкального
сопровождения.
- Согласовывать свои
движения с образом и
характером музыки.
- Развивать тембровый
слух детей
- Продолжить работу над
совершенствованием
приёмов игры на
металлофоне.
- Развивать ритмический
слух при игре на ударных
инструментах.
- Развивать музыкальную
память, мелодический слух
и чувство ритма.
Репертуар
- «Танец утят»
- «Зверобика»
- «Заря-заряница» рус.
нар. игра
- «Догадайся, кто поет?»
муз. Е. Тилтчеевой
- «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
- «Наш оркестр»
- Повторить: «Андрейворобей», «Лесенка»,
«Солнышко» и другие.
Следует предоставить детям возможность для самостоятельного
восприятия музыки и проникновения в ее образную сущность, поощрять
организацию музыкальных игр и сказок. При этом важно поддерживать
стремление детей к проявлению скромности и естественности, потребность к
сотрудничеству.
Как и в предыдущих возрастных группах, первостепенное значение в
работе с детьми шестого года жизни придается воспитанию средствами
музыки таких качеств, как доброта, честность, сострадание, развитию
внимания.
Необходимо удивлять детскую любознательность при слушании
музыкальных произведений (знакомство с нашей страной, ее историей,
современными событиями, музыкальными традициями своего и других
народов). Важно обратить внимание на то, что музыка является языком
межнационального
общения,
это
поможет
решению
задач
интернационального воспитания.
10
Планируемые результаты
- дети поют без напряжения «легким», естественным голосом;
- голос становится звонким, появляется напевность;
- расширяется диапазон, появляются «верхние» звуки - «до-ре» второй
октавы;
- дети различают на слух «фальшивое» пение;
- определяют звуки по высоте и длительности;
- могут петь самостоятельно с сопровождением и без него;
- эмоционально исполняют песни разные по характеру и содержанию;
- могут исполнять песни сольно и в ансамбле.
1.4.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
№
1.
2.
3.
4.
5.
2.2.
Календарный учебный график
Продолжительность
учебного года
Количество недель в
учебном году
(продолжительность
учебного года)
Сроки проведения
каникул, их начало и
окончание
Сроки проведения
мониторинга
Праздничные дни
Содержание
начало учебного года
окончание учебного года
38 недель
01.09.2018
31.05.2019
Зимние каникулы: 31.12.2018-08.01.2019
начальный мониторинг
мониторинг
День народного единства
Новогодние каникулы
День защитника Отечества
Международный женский
день
Праздник весны и труда
День Победы
День России
01.09.2018-14.09.2018
11.05.2019-31.05.2019
03.11.2018-5.11.2018
30.12.2018-08.01.2019
23.02.2019
08.03.2019
01.05.2019-05.05.2019
09.05.2019-12.05.2019
12.06.2019
Условия реализации программы
Технические средства: музыкальный центр, магнитофон, ноутбук,
фотоаппарат, видеокамера.
11
Информационные средства: дидактические игры, иллюстрации,
портреты композиторов, аудио и видеозаписи, нотный материал, книги,
журналы и др.
Детские музыкальные инструменты: металлофон, маракасы, ложки,
трещотки, треугольник, колокольчики
2.3.
Формы аттестации
Выступление вокального
ансамбля на утреннике для бабушек и
мам (ноябрь, март).
Выступление ансамбля и
солистов на праздниках, посвященных
Дню Победы; Выпускных
утренниках.
(май - июнь)
2.4.
- «Модницы» Куликовой.
- «Хорошо рядом с мамой» А.
Филиппенко.
- «Мама-солнышко мое» Эльпорт.
- «Что такое детство?» муз. Бокач
- Самая счастливая» Ю. Чичкова.
- «Москвичи» муз. Эшпая
- «Доброта» муз. Е. Гомоновой.
Оценочные материалы
Задание: № 1
Цель: выявить умение чисто интонировать с музыкальным
сопровождением.
Проведение: подпевание знакомых песен, попевок «Горошина»; «Я
пою»; «Ворон», дразнилок, прибауток под музыкальное сопровождение.
Низкий уровень (1 балл)
Ребёнок поёт на одном звуке, дыхание поверхностное, звук резкий,
мелодия искажается. Имеет слабые навыки вокального пения. Слабо развиты
музыкальные способности.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок интонирует несложные мелодические обороты, но не солист,
может петь неестественным голосом, не удерживает дыхание до конца
фразы, ожидает помощи взрослого. Ошибается при передаче ритмического
рисунка.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок различает звуки по высоте, поет без напряжения, плавно
легким звуком, произносит отчетливо слова, своевременно начинает и
заканчивает песню. Может спеть знакомую песню с музыкальным
сопровождением.
12
Задание: № 2
Цель: выявить умение внимательно слушать и устанавливать
простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его
выразительности.
Проведение: прослушивание музыкального произведения и беседа с
ребенком по произведению.
Какой характер у музыкального произведения (грустный,
весёлый)?
Колыбельная для куклы – какая? (Медленная)
Низкий уровень (1 балл)
Ребёнок затрудняется в определении характера музыкальных образов и
средств их выражения. Неустойчивое внимание.
Средний уровень (2 балла)
Ребёнок понимает средства музыкальной выразительности, но не
проявляет активность, иногда ошибается, ждет помощи педагога.
Высокий уровень (3 балла)
Ребёнок двигательно интерпретирует метроритм (плясовая, марш),
различает контрастные музыкальные регистры (высоко-низко), определяет
простой характер музыки (веселая-грустная). Проявляет эмоциональную
отзывчивость,
Задание № 3
Цель: выявить умение определять музыкально-ритмический рисунок
песни
Проведение: музыкальный руководитель исполняет песню, ребенку
предлагается прохлопать ритмический рисунок песни.
Низкий уровень (1 балл)
Ребёнок затрудняется в исполнении музыкально-ритмического
рисунка. Неустойчивое внимание.
Средний уровень (2 балла)
Ребёнок с помощью педагога прохлопывает музыкально-ритмический
рисунок, ошибается при воспроизведении музыкально-ритмического
рисунка.
Высокий уровень (3 балла)
Ребёнок самостоятельно воспроизводит музыкально-ритмический
рисунок. Активен. Проявляет интерес к музыкальным занятиям.
13
2.5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Методические материалы
Сборники песен, попевок.
Комплекс дыхательной гимнастики.
Музыкально-дидактические игры.
Музыкальный центр.
CD-диски с фонограммами песен.
Пианино.
Методические приемы.
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом,
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по
одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
пение песни с полузакрытым ртом;
пение песни на определенный слог;
проговаривание согласных в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
остановка на отдельном звуке для уточнения правильности
интонирования;
анализ направления мелодии;
использование элементов дирижирования;
пение без сопровождения.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ;
образные упражнения;
оценка качества исполнение песни.
2.6.
Список литературы
1. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для
работы с детьми 5–7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной.» - Мозаика Синтез;
М., 2010.
14
2. Журнал для музыкальных руководителей «Весёлые нотки» № 2-2016.
Приложения стр.12, 14, 17.
3. Назаренко, И.К. Искусство пения.- М., 2012.
4. Немыхина, И.Н. Основы музыкальной педагогики. - Екатеринбург, 2013,
Осеннева, М.С., Самарин, В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с
детским вокально-хоровым коллективом / М.С. Осеннева, В.А. Самарин,
Л.И. Уколова .- М., 2014, с.430
5. Павлюченко, С.А. Вокально - артикуляционные упражнения / С.А.
Павлюченко .- М.,2012,с.154
6. Зимина А. Н. Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4
– 7 лет. Москва. 1998.
7. Киркосс Р. Ю. Приключения в волшебном королевстве - Санкт –
Петербург, «Композитор», 1999.
8. Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры» – М., 2000.
15