Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48» (МАДОУ «Детский сад № 48») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАДОУ «Детский сад № 48» (протокол от 3 апреля 2024 г. № 4) УТВЕРЖДАЮ Врио заведующего МАДОУ «Детский сад № 48» _________Т.В. Мамонова 3 апреля 2024 г. ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 48» за 2023 год I. Общие сведения об образовательной организации Таблица 1 Наименование образовательной организации Руководитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48» (МАДОУ «Детский сад № 48») Арутюнян Любовь Владимировна - 636071, Российская Федерация, Томская область, Адрес организации г. Северск, ул. Горького, 15 а (юридический адрес); Телефон 8-(382-3) 54-89-98 Адрес электронной почты E-mail: madou-ds48@seversk.gov70.ru Управление образования Администрации ЗАТО Учредитель Северск. Лицензия № 1433: Серия 70Л01, № 0000439, дата выдачи: 21 октября 2014 г., Лицензия Приложение № 1 к лицензии № 1433 на осуществление образовательной деятельности от 21 октября 2014г серия 70П01, № 0001115. Учреждение располагается в трех отдельно стоящих зданиях в жилых районах города вдали от производящих предприятий по адресам: -Корпус № 1 расположен по адресу: 636071, Российская Федерация, Томская область, г. Северск, ул. Горького, 15 а -Корпус № 2 расположен по адресу: 636071, Российская Федерация, Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, 13 а -Корпус № 3 расположен по адресу: 636071, Российская Федерация, Томская область, г. Северск, ул. Победы, 13 а. 1 Датой открытия корпуса № 1 (ул. Горького 15А) считается февраль 1968 г. Корпус № 2 (пр. Коммунистический 13А) был открыт после капитального ремонта 27 марта 2014 года, в него переехал МБДОУ «Детский сад № 1». В целях оптимизации сети дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск, согласно постановления Администрации ЗАТО Северск от 05.06.2014 произошла реорганизация, в форме присоединения МБДОУ «Детский сад № 1» к МАДОУ «Детский сад № 48». Корпус № 3 (ул. Победы 13А) был введѐн в эксплуатацию 23 апреля 2014 года. Детский сад (корпус № 1 и № 2) является частью образовательного округа № 1, центром которого определена общественно-активная школа – МАОУ «СОШ № 76». В ближайшем окружении от детского сада находятся филиал № 3 «Огонек» МУ ЦДБ, стадион СОШ №76, СШ «Русь», природный парк, ДК им. Островского. Корпус № 3 входит в состав образовательного округа № 11 центром, которого определена общественно-активная школа – МБОУ «СОШ № 78». Ближайшие социальные объекты - филиал «Победа» МУ ЦГБ, стадион СОШ № 78, спортплощадка по улице Славского. Все это позволяет активно привлекать ресурсы социального партнерства для разностороннего развития воспитанников, знакомить их с социальным окружением, организовывать тесное взаимодействие со школами и учреждениями дополнительного образования. Приоритетное направление деятельности коллектива детского сада – формирование у дошкольников чувства патриотизма, гражданственности на основе базовых, социокультурных и духовно- нравственных ценностей современного общества. Основные цели деятельности автономного учреждения: формирование общей культуры воспитанников; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Предметом деятельности автономного учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Режим работы автономного учреждения. Рабочая неделя – пятидневная, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в группах – 12 часов. Режим работы групп – с 7:00 до 19:00. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. 2 Аналитическая часть 1.Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в детском саду организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования. С 01.01.2021 года детский сад функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 – дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования, которая составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Образовательная деятельность ведѐтся на русском языке, в очной форме. Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей Для выполнения требований норм Федерального закона от 24.09.2022 № 371ФЗ детский сад провел организационные мероприятия по внедрению федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО), в соответствии с утвержденной дорожной картой. Для этого создали рабочую группу в составе заведующего, заместителей заведующего и старших воспитателей. Результаты: утвердили новую основную образовательную программу дошкольного образования Детского сада (далее – ООП ДО), разработанную на основе ФОП ДО, и ввели в действие с 01.09.2023; скорректировали план-график повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и запланировали обучение работников по вопросам применения ФОП ДО; провели информационно-разъяснительную работу с родителями (законными представителями) воспитанников. Детский сад посещали в 2023 году - 464 воспитанника, в 2022 - 508 воспитанников в возрасте от 1 года до 8 лет, по сравнению с 2022 на 44 меньше, объясняется это демографической ямой. В состав МАДОУ входит 25 групп (в 2022 году их было 27): корпус № 1 – 8 групп (4 группы раннего возраста – 42 ребѐнка, 4 группы дошкольного возраста – 70 детей); корпус № 2 - 3 группы (группы дошкольного возраста – 42 ребѐнка); корпус № 3 - 14 групп (5 групп с 1 до 3 –87 детей, 9 групп дошкольного возраста – 208 детей). Итого, наполняемость корпусов ДОУ: корпус № 1– 127 детей; корпус № 2 – 42 ребѐнка; 3 корпус № 3 – 295 детей. Муниципальное задание по наполняемости учреждения детьми выполняется за счет 3 корпуса (ул. Победы 13а), к сожалению, в «старом» районе города остается мало молодых семей с детьми. Молодежь стремится приобретать жилье в новостройках на ул. Славского, ул. Ленинградской, ул. Победы, соответственно, корпус № 1 (ул. Горького, д. 15а) и корпус № 2 (пр. Коммунистический 13а) испытывает большой недостаток детей. И с каждым годом укомплектованность корпусов происходит меньшим количеством детей. Воспитательная работа. Ведущие принципы современной государственной политики в области образования - содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьѐй. С целью выработки стратегии воспитательной работы, в 2023 году проводился анализ состава семей воспитанников. Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Поэтому сегодня важен новый взгляд на взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которое должно строиться, исходя из реалий современной жизни и на основе новых положений законодательства в образовании. Учитывая актуальность данного вопроса, деятельность педагогического коллектива в работе с семьей строилась согласно формированию новой философии взаимодействия в современных условиях. На сегодняшний день общая численность семей в ДОУ – 464, количество родителей – 898 человек. Таблица 2 Социальный статус семей МАДОУ «Детский сад № 48» за 2023 год Состав семьи Полная Неполная Оформлено опекунство мать в разводе потеря одиночка кормильца 395/85% 23/5% 39/8% 3 /1% 4/1% Социальный статус родителей Рабочие Служащие Предприним Безработ Военнослуж Родителиатели ные ащие инвалиды 379/42% 305/33,9% 54/6% 62/7% 97/11% 1/0,1% Образование родителей Высшее Ср.- специальное Среднее Студенты или учащиеся 459/51,2% 362/40,3% 74/8,2 % 3/0,3% Количество детей в семьях 1 ребенок 2 ребенка 3 и более 159/ 34% количество мальчиков 291 чел. 198/43% количество девочек 245 чел. 107/23% детей с ОВЗ 33 чел. 4 Особый статус семьи оба родителя работают в бюджетной организации 114 малообеспеченная семья неблагополучная семья 47 7 Жилищные условия собственный дом квартира снимают жильѐ общежитие 13/3% 402/87% 49/10% - По сравнению с 2022 годом увеличилось количество семей военнослужащих на 30%. Диаграмма 1 Уровень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО. 3% 2% 0% положительно высказывают пожелания 95% формулируют претензии отрицательно Анкетирование родителей проводилось на трех возрастных группах (младший, средний, старший дошкольный возраст.) По результатам анкетирования сделан вывод, что дети идут в детский сад с удовольствием, родители удовлетворены качеством образовательных услуг, с воспитателями выстроены партнерские отношения. Пожелания, в основном, касались организации парковки автомобилей и асфальтирования дорожки, ведущей к калитке (2 корпус), улучшения материальной базы. Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. В современных условиях актуальным для педагогического коллектива ДОУ стал поиск эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, направленных на формирование у родителей ценностных установок на здоровый образ жизни, принятие на себя ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей. 5 В течение года в детском саду проводилась просветительскоконсультативная работа с родителями воспитанников: индивидуальное консультирование родителей в соответствии с графиком работы специалистов; выставки, конкурсы, фотовыставки, фоторепортажи, акции, родительские собрания, лектории, викторины; осуществлялось анкетирование родителей воспитанников. регулярное обновление сайта ДОУ, родители имеют возможность постоянно знакомиться с новостями из жизни детского сада. В каждой группе красочно оформлен уголок для родителей, где размещаются советы и рекомендации специалистов ДОУ. Предлагаемая информация динамична, постоянно пополняется и обновляется. Обеспечение поддержки семьи и повышение их родительской компетентности осуществлялось через индивидуальные, групповые и фронтальные формы. Размещаем информацию о деятельности дошкольного учреждения на официальном сайте ДОУ, в социальных сетях и группах: «ВКонтакте», Telegram и «Одноклассниках». Вывод: Работа с родителями носит системный характер и обеспечивает результативность. Для работы в новом формате по мере возможности необходимо продолжать развивать цифровую среду. Дополнительное образование. Одно из важных условий развития личности ребѐнка это - возможность выбора занятий по интересам, возможность самореализации. Этому помогает наличие разнообразных кружков, так как ребѐнок должен иметь возможность выбирать, чем ему заниматься, в какие кружки ходить. Перечень кружков, проводимых в детском саду, разнообразен. Все дополнительные услуги проводятся на платной основе. В 2023 году в детском саду работали кружки по направлениям: 1) художественно-эстетическое: «Весѐлые нотки», «Звонкие голоса», «Чимби-римби»; «Радужный мир» 2) социально-гуманитарное « «Болтунишки», «Развивайка»; «Ваву english» 3) физкультурно-спортивное: «Дельфиненок», «Планета слова и движения»; «Знайка» (шахматы); 4) естественнонаучное: «Любознайка»; 5) техническое: «Азбука робототехники». 6 Таблица 3 Дополнительное образование № Направление дополнительных общеобразовательных программ Возраст Год, количество воспитанников За плату 2021 2022 2023 1 художественно-эстетическое: 3-7 лет 129 142 123 + 2 социально-гуманитарное 2-7 лет 59 99 130 + 3 физкультурно-спортивное: 2-7 лет 109 129 113 + 4 естественнонаучное: 3-7 лет 10 10 12 + 5 техническое: 5-7 лет 35 35 платно + 15 бесплатно 108 + 342 415+15 486 + Общее количество В рамках реализации регионального проекта «Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего» был организован бесплатный кружок технической направленности «В мире оригами» (15 человек). Анализ родительского опроса показал, что дополнительное образование реализовывается активно. В 2023 году по запросу введены новые кружки «Ваву english», «Радужный мир» (изодеятельность). Источники финансирования средства родителей воспитанников. II. Оценка системы управления организации Управление детским садом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом детского сада и строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются наблюдательный совет, педагогический совет, общее собрание работников. Единоличным исполнительным органом является руководитель – заведующий. Таблица 4 Органы управления, действующие в ДОУ Наименование органа Функции Заведующий Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство детским садом Наблюдательный Рассматривает вопросы: совет развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения 7 Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Детского сада, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышении квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений Родительский комитет Действуют в целях учета мнения родителей (законных представителей) воспитанников и первичной профсоюзной организации по вопросам управления детским садом при решении следующих вопросов: принятие учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) воспитанников и работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Профсоюзное собрание Общее собрание работников 8 Структура и система управления соответствуют специфике деятельности ДОУ. По итогам 2023 года система управления ДОУ оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. В коллективе создана атмосфера творческого сотрудничества. Стиль руководства – демократический, но он может меняться в зависимости от конкретных субъектов руководства, а также от конкретной ситуации. Реализуя функцию планирования, администрация детского сада непрерывно устанавливает и конкретизирует цели самой организации и структурных подразделений, определяет средства их достижения, сроки, последовательность их реализации, распределяет ресурсы. Администрация ДОУ стремится к тому, чтобы воздействие приводило к эффективному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса. Планирование и анализ образовательной деятельности осуществляется на основе локальных нормативных актов детского сада, регламентирующих организацию образовательного процесса. В результате построения такой модели управленческой деятельности в коллективе присутствуют: творчество педагогов; инициатива всех сотрудников; желание сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной; желание в полной мере удовлетворить запросы родителей (законных представителей) в воспитании, образовании и развитии детей. Основными приоритетами развития системы управления ДОУ являются учет запросов и ожиданий потребителей, демократизация и усиление роли работников в управлении детским садом. Таким образом, в МАДОУ «Детский сад № 48» реализовывается возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Вывод: Действующая организационно-управленческая структура позволяет оптимизировать управление, включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и родителей (законных представителей). Структура и механизм управления ДОУ позволяют обеспечить стабильное функционирование, способствуют развитию инициативы участников образовательного процесса (педагогов, родителей (законных представителей), детей) и сотрудников ДОУ. По итогам 2023 года система управления детского сада оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования определено образовательной программой дошкольного образования, разработанной творческой группой в соответствии с федеральным 9 государственным образовательным стандартом дошкольного образования и федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – Образовательная программа). Образовательная программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуется коллектив детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО, социальным заказом родителей (законных представителей) и общества, принимающих гуманистическую парадигму дошкольного воспитания и образования. Образовательная программа сформирована как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 48» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Обязательная часть Образовательной программы соответствует федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана в соответствии с: проектом «Наука и дети» (реализуемый в рамках регионального проекта дошкольного образования на территории Томской области «Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего», утвержденный приказом МАДОУ «Детский сад № 48» от 30.03.2022 на период 2022-2024 уч. гг.); проектом «Познай свой край» (утвержденный приказом МАДОУ «Детский сад № 48» № 163 от 02.06.2023 г.) коррекционной программы «Коррекционное обучение и воспитание детей 57 летнего возраста с общим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; образовательных потребностей и запросов воспитанников; возрастных особенностей обучающихся. Дошкольное учреждение является сетевой инновационной площадкой АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по теме: «Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник» в ДОО и семье», научный руководитель Егоров Баатр Борисович, кандидат педагогических наук, директор АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», заместитель председателя Совета ВОО «Воспитатели России» (приказ №69_8 о включении ДОУ в ИП Здоровый дошкольник). С 2022 года в дошкольном учреждении реализуется региональный проект «Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования 10 естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего» (Распоряжение ДОО ТО 169-р от 11.02.2022). В рамках работы данных площадок были организованы образовательные события для педагогов и детей как дошкольного учреждения, так и городского педагогического сообщества. Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики. Формы проведения диагностики: диагностические занятия (по каждому разделу программы); диагностические срезы; наблюдения, итоговые занятия. Так, результаты качества освоения ОП ДО на конец 2023 года выглядят следующим образом: Таблица 5 Качество освоения образовательных областей по годам Выше нормы % Норма % Ниже нормы % Итого % воспитанников в пределе нормы 2021 2022 2023 26 27 23 72 71 74 2 2 3 98 98 97 Обследования обучающихся подготовительной группы показали следующее: Таблица 6 В 2023 году 108 обучающихся Уровень подготовительных групп поступили сформированности Начало Конец в школы города. мотивационной года года Диагностическое обследование готовности педагога-психолога ДОУ детей Высокий уровень 46% 79% подготовительных групп, поступающих в первый класс, Средний уровень 51% 21% показало хороший уровень готовности к школьному обучению, чему способствовали слаженная работа педагогического коллектива, грамотная организация Низкий уровень 3% нет образовательной деятельности с детьми, активное вовлечение детей в участие в конкурсах различного уровня. Задания предполагали оценку сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности), умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного 11 задания и переключиться на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля Вывод: благодаря согласованной плановой и систематической психологопедагогической работе воспитателей подготовительных групп и специалистов все дети, поступающие в первый класс, готовы к школьному обучению. На основании данных социопсихологического мониторинга следует отметить, что у 94% будущих первоклассников сформированы предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для успешного освоения школьной программы, что позволяет охарактеризовать образовательную среду ДОУ как достаточную для полноценного развития ребенка. Остальные респонденты (6%), нуждаются в создании специальных условий обучения, поскольку большинство из этих детей имеют ограниченные возможности здоровья. Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с высоким и средним уровнями развития при прогрессирующей динамике на конец учебного года, что говорит о результативности образовательной деятельности в Детском саду. IV. Оценка организации учебного процесса (воспитательнообразовательного процесса В основе образовательного процесса в детском саду лежит взаимодействие педагогических работников, администрации и родителей. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги. Основные форма организации образовательного процесса: совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках организованной образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы; самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагогического работника. Занятия в рамках образовательной деятельности ведутся по подгруппам. Продолжительность занятий соответствует СанПиН 1.2.3685-21 и составляет: в группах с детьми от 1,5 до 3 лет – до 10 мин; в группах с детьми от 3 до 4 лет – до 15 мин; в группах с детьми от 4 до 5 лет – до 20 мин; в группах с детьми от 5 до 6 лет – до 25 мин; в группах с детьми от 6 до 7 лет – до 30 мин. Между занятиями в рамках образовательной деятельности предусмотрены перерывы продолжительностью не менее 10 минут. Основной формой занятия является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учѐтом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса. 12 В детском саду для решения образовательных задач используются как новые формы организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционные (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий). Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом. С целью формирования уровня родительской компетентности и повышения культуры воспитания детей в рамках реализации муниципального проекта в детском саду работает «Школа ответственного родительства», охвачено 27 семей. В МАДОУ «Детский сад № 48» реализуется инклюзивное образование детей с ОВЗ. Они обучаются в общеобразовательных группах среди нормально развивающихся сверстников по индивидуальным адаптированным образовательным программам (ИАОП). В 2023 году детский сад посещали 29 детей с ОВЗ (1 ребѐнок-инвалид). Для каждого из этих детей были разработаны ИАОП в соответствии с рекомендациями ТПМПК ЗАТО Северск, имеющимися у него нарушениями развития, индивидуальными особенностями развития. Дети с ОВЗ получают коррекционно-развивающую помощь - занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом. Воспитатели проводят индивидуальную работу с каждым ребѐнком по рекомендациям специалистов ДОУ. Все педагоги учреждения работают в тесном взаимодействии для обеспечения комплексной поддержки детей, нуждающихся в помощи. В МАДОУ «Детский сад № 48» создан и функционирует психологопедагогический консилиум (ППк) с целью оказания специализированной помощи детям, родителям и педагогам. В 2023 году основное содержание деятельности консилиума заключалось в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, выявлении актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребенка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для воспитателей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в развитии и воспитании, организации специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В течение года педагоги проводят первичную, промежуточную и итоговую психолого-педагогическую диагностику, в соответствии с которой намечается индивидуальный план работы с ребѐнком с ОВЗ и его образовательный маршрут. В случае необходимости члены ППк ДОУ вносят изменения в ИАОП, корректируют индивидуальный образовательный маршрут. По результатам освоения индивидуальных программ в конце учебного года все педагоги, занимающиеся с 13 ребѐнком, делают вывод о динамике развития воспитанника и необходимости дальнейшей коррекционной работы с ним. По итогам 2023 года все дети с ОВЗ успешно осваивают ИАОП, имеют стойкую положительную динамику в речевом, психическом и физическом развитии. Объем знаний, умений и навыков соответствует ожидаемым результатам освоения индивидуальной программы. Вывод: положительным моментом является создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей и проведение коррекционноразвивающей работы с детьми всеми участниками образовательного процесса. V. Оценка качества кадрового обеспечения Детский сад на 100% укомплектован педагогами согласно штатному расписанию. В детском саду работает 157 человек. Педагогический коллектив ДОУ насчитывает 69 специалистов. Соотношение воспитанников, приходящегося на 1 взрослого: - Воспитанник / педагоги - 7/1 - Воспитанник / все сотрудники - 3/1 Таблица 7 Сведения о штатной численности работников учреждения: Среднегодовая численность Наименование показателя работников учреждения за отчетный период Сотрудники, всего (целые единицы) из них: сотрудники, относящиеся к педагогическому персоналу сотрудники, относящиеся к административноуправленческому персоналу сотрудники, относящиеся к обслуживающему персоналу 157 69 5 83 За 2023 год педагогические работники прошли аттестацию и получили: - высшую квалификационную категорию - 4 педагога; - первую – 6 педагогов; Курсы повышения квалификации в 2023 году прошли 18 педагогов. На 31.12.2023г 1 педагог проходит обучение в ВУЗе по педагогической специальности. 14 Диаграмма 2 Квалификационные категории педагогов. 34 33 35 30 30 25 22 21 высшая к.к. 21 20 первая к.к. соответствие 15 11 10 10 10 10 без категории 7 4 5 0 2021 год 2022 год 2023 год Диаграмма 3 Образование педагогов. 35 30 31 28 29 27 27 27 25 20 15 высшее педагогическое 13 13 13 высшее образование 10 5 0 2 2 средн-профессиональное 0 2021 год 2022 год 2023 год среднее педагогическое . Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации МАДОУ «Детский сад № 48», можно констатировать следующее: образовательная деятельность в детском саду обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом, создана устойчивая кадровая система, в которой осуществляется подготовка новых кадров из числа младшего обслуживающего персонала, кадровый потенциал динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. В МАДОУ «Детский сад № 48» педагоги применяют элементы электронного обучения - электронные образовательные ресурсы (презентации, интерактивные игры, мультфильмы) при непосредственном взаимодействии с детьми для повышения эффективности реализации Основной образовательной программы 15 МАДОУ «Детский сад № 48». В методическом кабинете имеется доступ к сети Интернет. В 2023 году с целью ранней профориентацией детей в течение года проводились мероприятия для детей, помогающие ознакомить дошкольников с функциями работников различных профессий. В течение года проводились сюжетно-ролевые игры, мастер-классы с родителями воспитанников, на которых у детей сформировались понятия о профессиях и трудовые навыки выполнения определенных функций работников различных профессий. На протяжении учебного года проводилась работа по теме: «Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник» в ДОО и семье» (в рамках работы сетевой инновационной площадки): подготовлены и проведены открытые мероприятия образовательной деятельности с детьми и их родителями (март 2023 г.); семинары-практикумы специалистами дошкольного учреждения (январь – март, сентябрь 2023 г.); педагогический совет «Современные подходы к организации позитивного сотрудничества детского сада и семьи по использованию технологий оздоровления (ноябрь 2023 г.); конкурс «На лучший опыт педагогической практики по применению игр и пособий на развитие дыхания у детей дошкольного возраста» (март 2023 г.). В детском саду разработана модель межпрофессионального взаимодействия специалистов. Новизна этой модели - создание механизмов эффективного взаимодействия субъектов в образовательной среде, в использовании различных форм работы с родителями, детьми, педагогами в единой системе психопрофилактической работы, а также во введении инноваций в ДОУ посредством использования современных педагогических технологий. Как результат деятельности отмечается: рост числа педагогов, умеющих адекватно оценивать свой внутренний потенциал и успешно реализующих себя в различных видах профессиональной деятельности; высокий уровень мотивации в освоении наиболее ценного опыта коллег, поиск и реализация механизмов для предъявления собственного педагогического опыта; большая активность педагогов в представлении собственного педагогического опыта; повышение интенсивного включения родителей (законных представителей ребѐнка) в совместные образовательные проекты, тесное сотрудничество всех окружающих его взрослых, объединѐнных общими целями воспитания. Позитивный опыт специалистов ДОУ представлен в 2023 году на мероприятиях различного уровня: всероссийский конкурс «500 лучших образовательных организаций страны 2023» - звание лауреата и диплом в номинации «Лидер в области дошкольного образования – 2023»; 16 участие руководителя дошкольного учреждения во всероссийской конференции для управленческих команд «Эффективные управленческие команды как фактор повышения качества образования»; II всероссийский профессиональный конкурс в номинации «Дошкольное воспитание. Новые ориентиры» в рамках национального проекта Образование. Представили Программу развития МАДОУ «Детский сад № 48» на 2023-2027 гг. (диплом за I место); муниципальный смотр-конкурс «Лучшая организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации» (диплом 2 место); III всероссийский педагогический конкурс «Воспитание патриота и гражданина 21 века» (диплом I степени); II всероссийский педагогический конкурс «Современное воспитание подрастающего поколения» (диплом I степени); конкурс методических разработок «Лучшая методическая разработка». Номинация «Воспитание со всех сторон» (дипломы 1 и 3 степени); всероссийский педагогический конкурс «Современное воспитание подрастающего поколения» за работу «Программа воспитания МАДОУ «Детский сад № 48», осуществляющего образовательный процесс на уровне дошкольного образования на 2021-2025 гг.»- диплом победителя 1 степени; муниципальный фестиваль-конкурс «Праздники и традиции народов России», представили видео развлечения «Русская Ярмарка» (диплом за 1 место); всероссийский конкурс «День Победы» (диплом за 1 место); муниципальный смотр-конкурс мини-музеев «Прикоснись к победе» (диплом за 3 место); международный заочный конкурс «Надежды планеты» (золотая медаль); областной конкурс методических материалов «Растим патриотов России» (диплом за 1 место). В 2023 году детский сад продолжил активное сотрудничество с факультетом дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». Совместно с сотрудниками университета в рамках реализации мероприятий Года педагога и наставника и регионального проекта прошел региональный практикоориентированный семинар для педагогов дошкольных учреждений «Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных и инженерных компетенций». С целью реализации регионального проекта в дошкольном учреждении прошел педагогический совет «Развитие пространственного мышления дошкольников как основа интеллектуального развития. Организация детского экспериментирования» (март 2023 г.). Для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации регионального проекта «Развитие пространственного мышления дошкольников как 17 основы формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего» прошел муниципальный квест «Веселая наука». Выводы: Анализ педагогического состава ДОУ позволяет сделать выводы о том, что педагогический коллектив имеет достаточно высокий образовательный уровень, педагоги стремятся к постоянному повышению своего педагогического мастерства. Кадровая политика ДОУ направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов, учитываются профессиональные и образовательные запросы, созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной самореализации. В 2024 году необходимо предусмотреть обучение педагогов дошкольной организации по тематическим дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации), направленным на совершенствование ИКТ компетенций, повышение компьютерной, финансовой грамотности для последующего обеспечения качества образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. VI. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения В детском саду библиотека является составной частью методической службы. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям основной образовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеются необходимые учебно-методические пособия, рекомендованные для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной частью ОП. Оформлена подписка на электронные журналы: «Справочник старшего воспитателя», «Справочник руководителя ДОУ», «Музыкальный руководитель», «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах». В дальнейшем планируется пополнить библиотечный фонд методической литературой и комплектами заданий по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы для подготовки педагогов к проведению занятий и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. VII. Оценка материально-технической базы Для любого образовательного учреждения большое значение имеет материально-техническая база. МАДОУ «Детский сад № 48» размещается в трѐх двухэтажных отдельно стоящих зданиях. В детском саду оборудованы помещения: кабинеты специалистов (10); музыкально-физкультурный зал (2); музыкальный зал (1); физкультурный зал (1). 18 В методическом кабинете и кабинетах специалистов имеются: мультимедийные установки (3); цифровая видеокамера; цифровой фотоаппарат; компьютеры. Для создания оптимальных условий пребывания детей в детском саду, а также улучшения качества образования группы оснащены функциональной мебелью, игровым и учебным оборудованием, соответствующим возрасту детей, мягким инвентарем в достаточном количестве. В наличии все виды игрового и спортивного оборудования. Обеспечена его доступность, зонирование групповых комнат в соответствии с содержанием игровой деятельности в каждой возрастной группе. Созданы благоприятные условия, обеспечивающие обучение старших дошкольников игре в шахматы. Большое внимание воспитателями уделяется организации предметноразвивающей среды и жизненного пространства в группе, которые способствовали бы свободной самостоятельной деятельности и творчеству детей в соответствии с их желаниями и склонностями. На территории ДОУ: оборудованные в соответствии с СанПиН прогулочные и спортивные площадки, тропа здоровья, эколого-развивающий комплекс (уголок леса, огород с теплицей, клумбы и цветники). Обеспечение безопасной среды в ДОУ – одно из важнейших направлений в работе. В учреждении работает специалист по охране труда; осуществляется производственный контроль со стороны профсоюзного комитета учреждения, регулярно проводятся осмотры территорий, групп, кабинетов специалистов на соответствие требованиям безопасной среды, соблюдению санитарногигиенических правил и норм. Реализуемая система работы по охране труда обеспечивает травмобезопасную обстановку в ДОУ, производственный травматизм среди сотрудников в 2023 г. отсутствует. Травм детей не было. Для обеспечения безопасного пребывания детей, во всех помещениях установлена противопожарная электронная система. Для всех помещений имеется схема эвакуации. Комплексная безопасность в образовательном учреждении рассматривается как совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами власти, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения безопасного функционирования образовательного учреждения, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях. Охрану МАДОУ в ночное время осуществляют сторожа, оборудована кнопка тревожной сигнализации, установлена автоматическая пожарная сигнализация. В учреждении установлена система наружного видеонаблюдения, установлены автоматические ворота. Запись с видеокамер ведется круглосуточно. Ежегодно проводятся плановые учебные эвакуации воспитанников и сотрудников. 19 Вся информация по вопросам безопасности размещена на официальном сайте учреждения в разделе «Безопасность». Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляет ФГУЗ КБ № 81 ФМБА России. В ДОУ ведется медицинская документация на дошкольников, регулярно проводятся профилактические, диспансерные медицинские осмотры, вакцинация детей. Ежегодно дошкольники осматриваются узкими специалистами. Информация о состоянии здоровья вносится в медицинскую карту ребенка, где в обязательном порядке определяются группы здоровья, обозначается группа детейаллергиков. Главным показателем деятельности дошкольного учреждения является здоровье детей. Медицинские работники проводят ежегодный мониторинг заболеваемости и состояния здоровья детей. Один из показателей комфортного здоровьесберегающего пребывания детей в ДОУ – степень адаптации маленького ребенка к условиям детского сада. В адаптационный период на группах раннего возраста организуется гибкий режим дня для детей, индивидуальное и групповое консультирование родителей воспитателями и специалистами ДОУ, ведѐтся ежедневное наблюдение за детьми, которое фиксируется листах адаптации. Результаты адаптации вновь прибывших воспитанников анализируются на заседания ППк детского сада. Таблица 8 Степень адаптации год легкая средняя тяжелая % % % 2022 85% 15% 0 2023 84% 16% 0 Питание в ДОУ организовано в соответствии СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Меню составлено согласно требованиям СП и обеспечивает необходимое соотношение белков, жиров, углеводов, необходимый набор продуктов, калорийность. При приготовлении блюд используются щадящие способы термической обработки продуктов. В учреждении действует бракеражная комиссия, обеспечивающая контроль доброкачественности питания, соблюдения необходимых требований. Осуществляется индивидуальный подход к детям, нуждающимся в диетическом питании. Для детей с пищевой аллергией готовятся блюда – заменители. При составлении меню-требования учитываются все медицинские противопоказания в продуктах питания. Пищеблоки обеспечены необходимыми наборами оборудования и соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические 20 требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В 2023 году детский сад за счет Учредителя установил МАФы на игровые площадки корпуса № 1. Произведен текущий ремонт помещений (туалетные комнаты), в соответствии с предписанием ФМБА. Приобретены в туалетные комнаты полотенечницы, горшечницы, шкафы для хранения моющих средств. На группе № 9 корпуса № 1 установлены пластиковые окна. Вывод: Материально-техническое состояние детского сада и территории соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. При создании развивающей предметно-пространственной среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Необходимо в дальнейшем предусмотреть обогащение материальнотехнической базы для организации массовых общесадовских мероприятий с родителями (законными представителями) воспитанников. VIII. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2023 году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям. Всестороннее развитие воспитанников ДОУ обеспечивается в том числе, через созданную развивающую предметно-пространственную среду, которая инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. Состояние здоровья и физического развития воспитанников удовлетворительные, 97 % детей успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Воспитанники подготовительных групп показали высокие показатели готовности к школьному обучению. В течение года воспитанники детского сада успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня: региональный открытый конкурс исследовательских работ в рамках детской конференции «Юный исследователь» (диплом 3 место); муниципальный конкурс «Дорожное дефиле» среди воспитанников дошкольных образовательных организаций ЗАТО Северск (диплом за 2 место); муниципальный очный конкурс технического творчества «Юный конструктор» (сертификат); VIII всероссийский конкурс чтецов «Литературная снежинка» (диплом I степени); 21 всероссийский конкурс «Летняя феерия!» (дипломы 1 и 2 степени); всероссийский конкурс «Чудеса и краски солнечного лета» (диплом 3 степени); всероссийский творческий конкурс «Символ Нового года» (диплом 3 степени); межрегиональный конкурс «Новогодний переполох» (диплом за 3 место, диплом участника); всероссийский творческий конкурс «Волшебный Новый год» (диплом участника); всероссийский конкурс «Мама, милая моя!» (диплом за 3 место); всероссийский творческий конкурс «Чудесница весна» (диплом участника); всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Царство цветов» (диплом участника); муниципальный конкурс чтецов для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Мамы наши милые, мамочки любимые» (диплом участника); творческий фестиваль чтецов для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Под крылом ангела» (диплом участника); всероссийский конкурс чтецов «Литературная снежинка» (диплом за 2 место); муниципальный конкурс чтецов «Новогодний маскарад» для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (диплом за 1 место). В ноябре 2023 года проводилось анкетирование родителей младших, средних, старших групп и получены следующие результаты: доля получателей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации – 91%; доля получателей услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации – 72 % доля получателей услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации – 0 %; доля получателей услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг – 93 %; доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым – 95 %. Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. 22 Таблица 9 Результаты анализа показателей деятельности организации Данные приведены по состоянию на 31.12.2023 N п/п Показатели Единица измерения 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: 464 человек 1.1.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) 464 человек 1.1.2 В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов) нет 1.1.3 В семейной дошкольной группе нет 1.1.4 В форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации нет 1.2 Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет 144 детей 1.3 Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет 320 человек 1.4 Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: 464 человек/ 100% 1.4.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) 464 человек/ 100% 1.4.2 В режиме продленного дня (12 - 14 часов) нет 1.4.3 В режиме круглосуточного пребывания нет Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: 29 человек/ 6% 1.5.1 По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии 29 человек/ 6% 1.5.2 По освоению образовательной программы дошкольного образования 29 человек/ 6% 1.5.3 По присмотру и уходу 29 человек/ 1.5 23 6% 1.6 Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника 1.7 Общая численность педагогических работников, в том числе: 69 человек 1.7.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование 13 человек/ 19 % 1.7.2 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) 27 человек/ 39% 1.7.3 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование 2 человека/ 3% 1.7.4 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) 27 человек/ 39% 1.8 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: человека/% 1.8.1 Высшая 21 человек/ 30% 1.8.2 Первая 34 человек/ 49% 1.9 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 3 дня человек/ % 1.9.1 До 5 лет 6 человек/ 9% 1.9.2 Свыше 30 лет 21 человек/ 30% 1.10 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических 1 человек/ 1% 24 работников в возрасте до 30 лет 1.11 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет 22 человек/ 32% 1.12 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 74 человека/ 100% 1.13 Численность/удельный вес численности педагогических 72 человека/ и административно-хозяйственных работников, 100% прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников 1.14 Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации 1.15 Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: 1 человек/ 7 человек 1.15.1 Музыкального руководителя да 1.15.2 Инструктора по физической культуре да 1.15.3 Учителя-логопеда да 1.15.4 Логопеда нет 1.15.5 Учителя-дефектолога нет 1.15.6 Педагога-психолога да 2. Инфраструктура 2.1 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника 2,7 кв. м 2.2 Площадь помещений для организации дополнительных 539,1кв. м 25 видов деятельности воспитанников 2.3 Наличие физкультурного зала да 2.4 Наличие музыкального зала да 2.5 Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке да Анализ показателей указывает на то, что МАДОУ «Детский сад № 48» имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС ДО. Детский сад укомплектован достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию, регулярно проходят повышение квалификации, что обеспечивает результативность образовательной деятельности. Миссия детского сада определена с учетом интересом воспитанников, их родителей, сотрудников, социальных партнеров и заключается в ценностном единстве и сотрудничестве всех субъектов социокультурного окружения ДОУ, повышение конкурентоспособности учреждения за счет повышения качества воспитательно-образовательного процесса, расширения количества образовательных услуг. Врио заведующего МАДОУ «Детский сад № 48» Т.В. Мамонова 26