Дополнительная образовательная программа естественнонаучной направленности «Любознайка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48»

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 28 августа 2022 года

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Детский сад № 48»
_________Л.В. Арутюнян
Приказ № _____ от_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Любознайка»

Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: стартовый
Разработчик программы:
воспитатель
Семенникова Галина Викторовна

г. Северск, 2022 г.

Содержание
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ............... 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы ........................................................................ 6
1.3. Планируемые результаты освоения программы ................................... 6
1.4. Учебный план............................................................................................ 6
1.5. Содержание учебного плана.................................................................... 8
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ . 13
2.1. Календарный учебный график .............................................................. 13
2.2. Формы аттестации/контроля ................................................................. 13
2.3. Оценочные материалы ........................................................................... 13
2.4. Методическое обеспечение программы ............................................... 14
2.5. Условия реализации программы ........................................................... 15
3. Список литературы ......................................................................................... 16

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной
направленности
«Любознайка»
разработана
в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
- Локальные акты образовательной организации:
- Устав МАДОУ «Детский сад № 48»;
- Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
МАДОУ «Детский сад № 48»;
- Положение о порядке проведения входного, текущего контроля,
промежуточного контроля освоения обучающимися дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся в МАДОУ «Детский сад № 48»;
Уровень освоения программы: стартовый
Направленность (профиль): естественнонаучная
Актуальность программы.
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как
именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание
окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка
с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так,
чтобы он получал от этого радость.
3

С самого раннего возраста детей окружают различные явления природы:
звёздное небо, теплый ветер, яркое солнце, морозное утро. Малышам
интересно собирать и рассматривать камни, рисовать на асфальте мелками,
играть с песком, водой - предметы и явления природы входят в их
жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых,
более эффективных технологий, призванных содействовать развитию
творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и
самообразования.
Этим
требованиям
в
полной
мере
отвечает
экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к
универсальности знаний.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок
в развитии с введением Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования
относительно экспериментальной деятельности являются:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова, в ходе экспериментирования
ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно
воздействующий различными способами на окружающие его предметы и
явления с целью более полного познания и освоения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания
самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все
исследователи экспериментирования выделяют основную особенность
познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе
практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические
действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую
функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного
объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.
Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой
интерес к различного рода исследовательской деятельности
–
экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику,
творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и
неживым в природе.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний
момент, т.к. в ходе экспериментально - познавательной деятельности
создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством
проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение,
4

самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе,
явлении. Экспериментирование является тем методом обучения, который
позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную
на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей,
закономерностей и т.д.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
адаптирована к условиям образовательного процесса МАДОУ «Детский сад №
48», предлагает содержание экспериментальной деятельности, в которой
специфические виды детской деятельности - проведение опыта, анализ
результата и вывод - выступают как единое «познавательное пространство».
Новизна программы.
Новизна данной образовательной программы состоит в специфике ее
содержания, образовательных технологиях, учитывающих возраст и
индивидуальные особенности детей, их возможности и потребности.
Адресат программы.
Программа предназначена для обучения детей в возрасте 3-4 года.
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно
в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,
сверстниками, с предметным миром. К концу младшего дошкольного
возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном
общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы,
которые задают дети. По отношению к окружающим у ребенка формируется
собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего
поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок не может
воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие
приобретает
способность
более
полно
отражать
окружающую
действительность. Для детей этого возраста характерно смешение элементов
из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические
образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно
воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он
жизнерадостен и активен, любопытен и открыт для добрых дел и поступков.
Наполняемость группы: 8 человек.
Объем программы: 64 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Форма обучения: Очная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 15 минут с одной группой.
Особенности организации образовательного процесса.
При реализации программы используются в основном групповая форма
организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных
случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся
в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся,
являющихся основным составом объединения. Состав группы является
5

постоянным.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирования основ целостного мировидения
ребенка младшего дошкольного возраста через
экспериментальную
деятельность.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширять представления детей о физических свойствах
окружающего мира: знакомить с различными свойствами вещества (твердость,
мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.д.);
- формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при
проведении экспериментов.
Развивающие:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской
деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные качества;
- развивать интерес и желание участвовать в исследовательской
деятельности.
1.3.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты.
Сформировано умение исследовать различные объекты окружающей
жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных
действий.
Метапредметные результаты.
Сформировано умение с помощью взрослого использовать действия
моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма
деятельности.
Личностные результаты.
Владеет начальными навыками конструктивного взаимодействия,
активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные
действия экспериментального характера.
1.4.

№
п/п
1

Учебный план
Количество часов

Название раздела, тема
Раздел 1. Песок, глина,
земля

Всего

Теория

Практика

14

4

10

Формы
аттестации /
контроля

6

1.1.

Песок и его свойства

8

2

6

1.2.

Глина, ее качества и
свойства

2

1

1

1.3

Свойства камня

2

1

1

1.4

Сравнение глины и камня

1

-

1

1

-

1

16

3

13

8

1

7

2.1

Почему все падает на
землю?
Раздел 2. Воздух, свет,
магниты, звук
Воздух

2.2

Свет

5

2

3

2.3

Магниты

1

-

1

2.4

Звук

2

1.5
2.

наблюдение

практическая
работа

наблюдение
практическая
работа

2

3.1

Раздел 3. Вода и ее
состояния
Вода

3.2

Состояния воды

5

2

3

12

1

11

наблюдение

4.1

Раздел 4. Рукотворный
мир
Бумага

5

-

5

наблюдение

4.2

Ткань

3

-

3

4.3

Пластмасса

3

1

2

4.4

Резина

1

-

1

5

1

4

1

1

-

5.2

Раздел 5. Органы чувств
Наши помощники – органы
чувств
Язычок – наш помощник

1

-

1

5.3

Глаза – орган зрения

1

-

1

5.4

Носарий

1

-

1

5.5

Ухо – орган слуха

1

-

1

Раздел 6. Растения.

3

1

2

Посадим лук

1

-

1

2

1

1

64

13

51

3.

4.

5.
5.1

6.
6.1
6.2

Что нужно растениям для
роста
Итого

14

3

11

9

1

8

наблюдение
практическая
работа

практическая
работа

наблюдение

практическая
работа

7

1.5.

Содержание учебного плана

Раздел 1. Песок, глина, земля
Тема 1. Песок и его свойства.
1.1. Знакомимся с песком.
Теория. Изучение техники безопасности при проведении опытов.
Знакомство с песком, свойства сухого песка (сыплется, не марается).
Практика. Опыты с сухим песком.
1.2. Волшебный песок.
Практика. Окрашивание сухого песка при помощи гуашевых красок.
1.3. Мокрый – сухой
Теория. Сухой и мокрый песок и его свойства.
Практика. Рисование узоров палочками, пальцами на сухом и мокром
песке.
Форма контроля: наблюдение.
1.4. «Печенье для кукол»
Практика. Лепка из мокрого песка печенья для кукол.
1.5. «Чей след?»
Практика. Формировать умение оставлять следы на песке, затем
определять, каким предметом оставлен след.
1.6. Рисуем песком
Практика. Формировать умение насыпать сухой песок на клеевой
рисунок, затем стряхивать излишки песка.
Тема 2. Глина, ее качества и свойства
Теория. Знакомство с глиной и ее свойствами (мнется, размокает),
рассматривание глиняных изделий, изучение их свойств (легко разбиваются).
Практика. Научить определять качества глины (мягкость, пластичность,
степень прочности) через практическую деятельность.
Тема 3. Свойства камня
Теория. Дать детям знания о свойствах и особенностях камня: твердый,
тонет, может издавать звук, изменять цвет при смачивании
Практика. Практическая деятельность с камнями.
Тема 4. Сравнение глины и камня
Практика. Закрепить знания о свойствах
экспериментальной деятельности.
Форма контроля: практическая работа.

глины

и

камня

в

Тема 5. «Почему все падает на землю?»
Практика. Помочь понять детям, что Земля обладает силой притяжения.
8

Раздел 2. Воздух, свет, магниты, звук
Тема 1. Воздух.
1.1. Игры с соломинкой
Практика. Игры соломинкой (формирование представлений о том, что
человек дышит воздухом).
1.2. Упрямый воздух.
Практика. Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и
что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы.
1.3. Ветер по морю гуляет.
Теория. Познакомить детей со способностью воздуха передвигать
предметы.
Практика. Практическая деятельность «Чей кораблик окажется дальше»
(нужно создать сильную струю воздуха, для того, чтобы сдвинуть предмет с
места)
1.4. Реактивный шарик.
Практика. Помочь детям выявить свойство воздуха (упругость), понять,
как может использоваться сила воздуха (движение).
1.5. Игры с воздушным шариком и соломинкой.
Практика. Помочь детям обнаружить воздух при помощи подручных
средств. Определение на практике свойства воздуха (воздух, которым мы
дышим - невидимый).
Форма контроля: наблюдение.
1.6. Надувание мыльных пузырей.
Практика. Научить пускать мыльные пузыри.
1.7. Где теплее?
Практика. Помочь детям понять, что теплый воздух легче холодного и
поднимается вверх.
Тема 2. Свет.
2.1. Свет и его источники.
Теория. Знакомство со светом и его источниками (солнце, фонарик,
свеча, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы).
Практика. Опыт со светом «Что в коробке».
2.2. Солнечные зайчики.
Теория. Помочь понять детям, что отражение возникает на гладких
блестящих поверхностях, и не только при свете. Формировать представления о
том, как с помощью зеркала можно отражать солнечные луч, вызывая блики
на стенах (траве, дороге, воде).
Практика. Научить пускать солнечных зайчиков, отражая свет
зеркалом.
Форма контроля: практическая работа.
2.3. Уличные тени.
9

Практика. Помочь понять детям, как образуется тень, показать
зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположения.
Тема 3. Магниты.
Практика. Эксперимент «Мы – фокусники». Выявить материалы,
взаимодействующие с магнитами в ходе практической деятельности.
Тема 4. Звук.
4.1. Как распространяется звук?
Практика. Помочь понять детям, как распространяются звуковые
волны.
4.2. Где живет эхо?
Практика. Помочь детям понять, как возникает эхо.
Раздел 3. Вода и ее состояния.
Тема 1. Вода
1.1. Какая бывает вода.
Практика. Опыты с водой для определения ее свойств (прозрачная, без
запаха, растворяет вещества).
1.2. Вода льется из крана.
Практика. Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная).
1.3. Вкусный сок для кукол.
Практика. С помощью взрослых выявить свойства воды и красок,
способность красок растворяться в воде и изменять её цвет.
1.4. Мутная водица.
Теория. Развивать представление о том, что вода может быть прозрачной
и мутной.
1.5. Рыбалка.
Практика. Закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно
процедить через сачок
1.6. Опыт с красками и водой.
Практика. Рисование на мокром листе бумаги - выяснить, что краски
легко смешиваются и не имеют чёткой границы, получаются новые цвета
1.7. Времена года.
Практика. Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать,
замерзать, таять
1.8. Как вода гулять отправилась.
Практика. Опытническая деятельность по сбору воды различными
предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой, тряпкой.
Форма контроля: наблюдение.
1.9. Откуда берется вода?
Практика. Познакомить детей с процессом конденсации.
Тема 2. Состояния воды
10

2.1. Снег и лед.
Практика. Продолжать расширять представления детей о свойствах и
состояниях воды.
2.2. Лед – это вода.
Практика. Создать условия для расширения представления у детей о
свойствах льда; тает в тепле.
2.3. Замерзание жидкостей.
Теория. Познакомить детей с различными жидкостями, помочь выявить
различия в процессах их замерзания.
2.4. Изготовление цветных льдинок.
Практика. Закрепить свойства воды (при замерзании превращается в
лёд).
Форма контроля: практическая работа.
2.5. Пар – это тоже вода.
Теория. Познакомить детей с одним из состояний воды – паром.
Раздел 4. Рукотворный мир
Тема 1. Бумага.
1.1.Какая бывает бумага?
Практика. Определение свойств бумаги в процессе практической
деятельности: бумага бывает разных цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и
толстая.
1.2. Бумага, ее качества и свойства.
Практика. Знакомство с вещами, сделанными из бумаги, вычленение
качеств бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщину,
впитывающую способность); свойств бумаги (мнется, рвется, режется, горит)
в процессе практической деятельности.
1.3. Легко ли рвется бумага?
Практика. Опыты с бумагой.
1.4. Видно ли сквозь бумагу?
Практика. Опыт с бумагой «Видно ли сквозь бумагу?»
1.5. Бумажные шарики.
Практика. Опыт с бумагой «Бумажные шарики».
Форма контроля: наблюдение.
Тема 2. Ткань.
2.1. Ткань ее качества и свойства.
Практика. Узнавание вещи из ткани, определение ее качества (толщина,
структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется,
рвется, намокает, горит).
2.2. Разноцветные лоскутки.
Практика. Опытническая деятельность с лоскутками ткани,
определение их свойств (мнутся, рвутся, намокают, режутся).
2.3. Растворимость веществ в воде.
11

Практика. Дать детям представление о том, что одни вещества
растворяются в воде, а другие нет.
Тема 3. Пластмасса.
3.1. Пластмасса, ее качества и свойства.
Теория. Развивать умение узнавать вещи из пластмассы, определять ее
качества (структуру поверхности, толщину, цвет)
Практика. Определение свойств пластмассы (плотность, гибкость,
плавление, теплопроводность) в процессе опытнической деятельности.
3.2. Какие предметы держатся на воде?
Практика. Изучение свойств плавающих и тонущих предметов.
Форма контроля: практическая работа.
Тема 4. Резина.
4.1. Резина, ее качества и свойства.
Практика. Узнавание вещей, изготовленных из резины; определение
качеств резины (структура поверхности, толщина) и ее свойств (плотность,
упругость, эластичность).
Раздел 5. Органы чувств
Тема 1. Наши помощники – органы чувств
Теория. Познакомить с органами чувств и их назначением.
Тема 2. Язычок – наш помощник.
Практика. Знакомство со строением и значением языка, выполнить
упражнение в определении вкуса продуктов.
Тема 3. Глаза – орган зрения.
Практика. Знакомство с органом чувств – глазами, их назначением,
правилами ухода за ними и охраной глаз (выполнение гимнастики для глаз).
Тема 4. Носарий.
Практика. Знакомство с функцией носа, его строением. Дидактическая
игра «Узнай по запаху».
Форма контроля: наблюдение.
Тема 5. Ухо – орган слуха.
Практика. Знакомство с органом чувств (ухом), его назначением, с
охраной органов чувств. Дидактическая игра «Чей голос?».
Раздел 6. Растения.
Тема 1. Посадим лук
Практика. Посадка лука
наблюдений.

в

разные

среды,

создание

дневника
12

Форма контроля: практическая работа.
Тема 2. Что нужно растениям для роста.
2.1. На свету и в темноте.
Теория. Развивать умение определять факторы внешней среды
необходимые для роста и развития растений.
2.2. В погоне за светом.
Практика. Установление зависимости растения от света (как растение
ищет свет).
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график

2.1.

Место проведения: групповое помещение группы № 4.
Время проведения занятий: во второй половине дня два раза в неделю
– вторник и четверг.
Год обучения: 2022-2023
Количество учебных недель: 28
2.2.

Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления предметных и
метапредметных результатов: практическая работа.
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных
качеств: наблюдение, беседа,
Особенности организации аттестации/контроля.
Для диагностики знаний ребёнка о неживой природе (песок, вода, лед)
проводятся игры-эксперименты.
2.3.

Оценочные материалы

Диагностический инструментарий:
Определение уровня знаний об основных свойствах воды, воздуха,
песка, глины, почвы, ткани, света.
Высокий уровень: Ребёнок легко определяет по внешнему виду
воду и песок. Знает некоторые основные свойства этих объектов неживой
природы. Самостоятельно их определяет.
Средний уровень: Ребёнок правильно определяет по внешнему
виду песок и воду. Правильно называет некоторые основные свойства песка,
13

воды, но иногда допускает незначительные ошибки. Определяет эти свойства
с помощью воспитателя.
Уровень ниже среднего: Ребёнок определяет песок и воду по
внешнему виду. Затрудняется назвать некоторые основные свойства этих
объектов и определить их.
Для диагностики знаний ребёнка о свойствах воды и песка
организуются игры с водой и песком. В ходе игр воспитатель беседует с
ребёнком.
Вопросы и задания:
- Что налито в тазике?
- Спрячь игрушку в воде. Почему игрушку видно?
- Сделай из воды куличик. Почему не получается?
- В тазике вода холодная, тёплая или горячая?
- Воду можно сделать горячей? Как?
- Сделай куличик из сухого песка. Почему не получается?
- Сделай куличик из влажного песка. Почему получается?
- Полей песок водичкой. Куда делась водичка?
- Какой комочек твёрже, крепче: глиняный или песочный?
2.4. Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
Программа реализуется по четырем направлениям: работа с воспитанниками,
с родителями (законными представителями), с педагогами, организация
развивающей предметно-пространственной среды.
В содержание работы с воспитанниками включены:
«Неживая природа» – воздух, вода, краски, глина, ткань, цвет, свет и др.;
Работа по формированию познавательных интересов у детей
дошкольного возраста ведется согласно планированию образовательной
деятельности в ДОУ, в общегрупповой форме.
В содержание работы с родителями включается:
просвещение
родителей
по
опытно-экспериментальной
деятельности с детьми (папки-передвижки, консультации, мастер-классы,
электронный материал и т.д.);
привлечение родителей к пополнению развивающей предметнопространственной среды в группе.
Содержание работы с педагогами включает в себя:
Просвещение коллектива педагогов по вопросам опытноэкспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста (мастеркласс, презентации, консультации и т.д.)
Трансляция опыта работы в данном направлении.
Методики и технологии:
Игровой метод. Создание игровых ситуаций с экспериментами.
14

Словесный метод.
Рассказ воспитателя(создать у детей яркие и точные представления
о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение
детей, побуждает их к обмену впечатлениями).
Художественное слово.
Загадки.
Беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их
обобщения и систематизации).
Информационно-коммуникативные
технологии:
компьютер,
мультимедийный проектор, фотоаппарат.
Практический метод.
Метод распознавания и определения признаков.
Наблюдение.
Эксперимент.
Наглядный.
показ опытов.
Краткое описание работы с методическими материалами:
Структура детского экспериментирования
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
анализ
полученного
результата
(подтвердилось
подтвердилось);
формулирование выводов.

не

2.5. Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 8
человек и отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся;
шкафы (стеллажи) для оборудования;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: научная и справочная
литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая
литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
15

Основное оборудование.
Приборы-помощники: увеличительные стекла; разнообразные
сосуды из различных материалов, разного объема и формы.
Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки,
листья деревьев, семена и т.д.).
Утилизированный материал (кусочки кожи, меха, ткани, пробки
т.д.).
Красители (гуашь, акварельные краски, пищевые красители).
Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито,
сахар и т.д.).
Дополнительное оборудование.
Детские фартуки, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и
мелких предметов.
Карточки - схемы проведения экспериментов.
Картотека опытов-экспериментов.
Кадровое обеспечение программы:
В реализации программы принимает участие воспитатель высшей
квалификационной категории – Семенникова Галина Викторовна
3. Список литературы
для педагогов
Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей
через
экспериментально-исследовательскую
деятельность.
Проект
«Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. –
С. 24–26.
2.
Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в
формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362
с.
3.
Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений
и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
4.
Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия
оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В.
Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. –
2009. – № 5. – С. 11–15.
5.
Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в
ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
6.
Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность
старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
1.

16

7.
Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная
работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006.
– №8. – С. 60–64.
8.
Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской
деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб:
Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
9.
Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим
миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015,
128 с.
10. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.
Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных
группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
11. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.
Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных
группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд.,
испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
13. Познавательно – исследовательская деятельность как направление
развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В.
Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
14. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова
Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
15. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством
экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного
образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.
16. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой
деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.
17. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера,
2015. – 96 с.
18. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников,
как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная
педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.
19. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в
педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.
20. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 57 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
для детей и родителей
1.
Белько Е. Веселые научные опыты для детей. 30 увлекательных
экспериментов в домашних условиях. – СПб.: Питер, 2015. – 64 с.: ил. –
(Серия «вы и ваш ребенок»)
17

2.
Гусев И.Е. Твори, выдумывай, изобретай Большая книга
экспериментов для самых любознательных / И.Е .Гусев. – Минск : Харвест,
2013. – 240 с.: ил.
3.
Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для
дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
4.
Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для
дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука,
2010. – 362 с.
5.
Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия,
2011. – 256 с.
6.
Яковлева М.А. Большая книга научных опытов для детей и
взрослых / М.А. Яковлева, С.В. Болушевский. – М.: Эксмо, 2012. – 280 с. : ил.
– (Опыты для детей и взрослых)

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».