ПОЛОЖЕНИЕ об организации прогулок в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 48» Утверждено приказом № 81/1 от «26» августа 2022 г. Срок действия установлен с «26» августа 2022 г. до «26» августа 2027 г. Срок действия продлён с «____»____________20__г. до «____»____________20_г. г. Северск 2022 год 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский ад № 48» (далее – ДОУ) в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373, СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28. 1.2. Настоящее положение регламентирует организацию прогулок в ДОУ. 1.3. Изменение и дополнение в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждается руководителем ДОУ. 1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели, задачи и виды прогулок 2.1. Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. 2.2. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей. 2.3. Задачи прогулки: - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической активности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социальноличностному развитию детей. 2.4. Виды прогулки (по месту проведения): - на участке ДОУ; - перед зданием ДОУ; - пешие прогулки за пределы ДОУ (старший дошкольный возраста, расстояние до двух километров); - в функциональных помещениях ДОУ. 2.5. Виды прогулки (по содержанию): - традиционная; - тематическая; - целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детскогосада); - экскурсия (проводится систематически со средней группы); - поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста). 3. Требования к оборудованию и санитарному содержанию участка детского сада для проведения прогулок 3.1. Оборудование и санитарное содержание участка должно соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3.2. Зона игровой территории включает в себя: групповые площадки – индивидуальные для каждой группы и общую физкультурную площадку (зона для подвижных и спортивных игр, зоны с гимнастическим оборудованием и снарядами, ямой для прыжков). 3.3. Уборка участка проводится дворником, младшим воспитателем, воспитателем ежедневно: утром за час до выхода детей на прогулку и по мере загрязнения территории. 2 3.4. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка проводится не менее 2-х раз в день. 3.5. У входа в здание должны быть решетки, скребки, коврики, щетки. 4. Требования безопасности при организации прогулок на участке ДОУ 4.1. Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией. 4.2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий ДОУ по согласованию с заместителями заведующего по ВМР, старшими воспитателями на основании графика погодных условий для установления возможности прогулок на улице с воспитанниками, фактического состояния погодных условий, и доводит его до сведения воспитателей.. 4.3. Перед выходом на прогулку работники ДОУ, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям. 4.4. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение. 4.5. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка ДОУ. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщить о случившемся заведующему ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, полицию, родителей в соответствии со схемой оповещения. 4.6. В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами. 4.7. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь участка, предшествующую деятельность детей, погодные условия. 4.8. Осенью и зимой в вечернее время, если количественный состав одной группы не превышает 3 человека, а освещение участка не отвечает санитарным нормам, необходимо организовать общий сбор 2-4 групп на освещенной территории перед зданием детского сада. Общая численность сборной группы не должна превышать 20 человек. Воспитатели должны обеспечить безопасную двигательную активность сборной группы, организацию игр и игровое оборудование. 4.9. Осенью и зимой в вечернее время, если количественный состав одной группы не превышает 3 человека, а освещение участка не отвечает санитарным нормам, необходимо организовать общий сбор 2-4 групп на освещенной территории перед зданием детского сада. Общая численность сборной группы не должна превышать 20 человек. Воспитатели должны обеспечить безопасную двигательную активность сборной группы, организацию игр и игровое оборудование. 4.10. Осенью и зимой в вечернее время, если количественный состав одной группы не превышает 3 человека, а освещение участка не отвечает санитарным нормам, необходимо организовать общий сбор 2-4 групп на освещенной территории перед зданием детского сада. Общая численность сборной группы не должна превышать 20 человек. Воспитатели должны обеспечить безопасную двигательную активность сборной группы, организацию игр и игровое оборудование. 4.11. Запрещается: - оставлять детей одних, без присмотра работников ДОУ; - использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки. 3 4.12. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал ДОУ для оказания первой медицинской помощи. Организовать доставку ребенка в травмпункт. 5. Требования к подготовке и возвращению с прогулки 5.1. Подготовка и возвращение с прогулки. 5.1.1. Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты. 5.1.2. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам: воспитатель выводит в приемную одеваться первую подгруппу детей. В эту подгруппу следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания; младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную; воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю; в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего персонала ДОУ; детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой. 5.1.3. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания: в начале дети одевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф. 5.1.4. Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Младший воспитатель забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем. 5.1.5. Младший воспитатель помогает детям развязать шарф, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют. 5.1.6. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног. 5.2. Требования к одежде детей: - в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей; - при колебаниях температуры от +3 до -3 и слабом ветре одежда детей должна состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк и гамаш; на ногах утепленные ботинки; - при температуре от -4 до -10 градусов детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех слоях одежды; - в летний период во избежание перегрева детям надевают легкие головные уборы. 5.3. Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шарф, шапка. 4 Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть продернуты через рукава верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки. 6. Требования к содержанию прогулок на участке ДОУ 6.1. Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов: · - наблюдение; - двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения; - индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников; · - трудовые поручения; - самостоятельная деятельность детей. 6.2. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. 6.3. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. 6.4. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе. 6.5. Организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта). 6.6. Организация двигательной активности. 6.6.1. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать: - подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе 610 минут, в средней – 10-15 минут, в старшей и подготовительной – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младшей и средней группах – 10-15 минут, в старшей и подготовительной – 12-15 минут. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или, в старшем дошкольном возрасте, спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: городки, катание на лыжах, санках, велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, пионербол,бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей; - организация самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды; - индивидуальные задания (в соответствии с календарным планированием). 5 6.6.2. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. 6.6.3. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. 6.6.4. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита. 6.6.5. Особенности организации двигательной активности на прогулке в зимний период: - в холодный период года воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки; - при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста. 6.7. Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование. 6.8. Трудовые поручения: воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями и т.д. 6.9. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. 6.10. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки. 7. Требования к организации прогулок за пределами ДОУ 7.1. Планирование прогулок за пределы участка начинают со второй младшей группы. 7.2. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим. 7.3. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут следования, согласовывать с заведующим. Маршрут движения группы должен предусматривать возможно меньшее число пересечений проезжей части и, по возможности, использование только регулируемых переходов. 6 7.4. Планирование прогулок за пределы участка начинают со второй младшей группы. 7.5. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим. 7.6. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут следования, согласовывать с заведующим. Маршрут движения группы должен предусматривать возможно меньшее число пересечений проезжей части и, по возможности, использование только регулируемых переходов. 7.7. Заведующий, или заместитель заведующего по ВМР, назначенный приказом, проводит целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий за пределы участка ДОУ со всеми работниками, сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку. 7.8. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых из расчета один взрослый на 15 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут следования и согласовывать его с заведующим ДОУ. 7.9. Если по каким-то причинам дети из группы остались в ДОУ, они по указанию заведующего ДОУ должны находиться под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей. 7.10. Детей во время прогулок, экскурсий должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающихся назначается старшим. 7.11. Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов или игрушек. 7.12. Один из сопровождающих колонну находится впереди колонны, второй – позади. 7.13. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей. На детей необходимо надеть светоотражающие жилеты. 7.14. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группу детей по левой обочине навстречу движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только в светлое время суток. 7.15. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы растянувшийся строй сгруппировался. 7.16. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным переходам, а если их нет – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. 7.17. На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим ее сторонам лицом навстречу движения транспортных средств с поднятыми вверх красными флажками. В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части сопровождающие остаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую часть после последней пары детей. 7.18. При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными 7 флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и, только убедившись, что их сигналы восприняты, старший сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают проезжую часть после последней пары детей. 7.18. Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов или перекрестков разрешается только как исключение, в одном случае: вне населенных пунктов при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка. Пересекать проезжую часть разрешается под прямым углом к краю проезжей части и только на участках без разделительной полосы и ограждений, там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Перед началом пересечения группой проезжей части сопровождающие выходят на нее, становятся с поднятыми красными флажками лицом навстречу движения транспортных средств. Убедившись в безопасности перехода, старший сопровождающий подает команду, разрешающую начало перехода. 7.19. Необходимо избегать прогулок по улицам с большим движением. 7.20. По окончании прогулки, экскурсии проверить наличие воспитанников, сообщить заведующему о возвращении. 8. Требования к организации прогулки в помещениях ДОУ в дни отмены прогулки на улице 8.1. В зимний период в соответствии с графиком определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ исключается или сокращается время пребывания детей на свежем воздухе. В дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе необходимо компенсировать недостаток двигательной активности детей хорошо продуманной организацией динамической прогулки в помещениях ДОУ. 8.2. В содержании прогулки в групповых и функциональных помещениях должны быть включены все структурные элементы с учетом имеющихся условий. 8.3. Организация прогулки при сниженной температуре в групповых и функциональных помещениях (спортивный зал, музыкальный зал) ДОУ с детьми раннего возраста: температура в групповых, функциональных помещениях доводится до +13 градусов. Для наблюдения за изменением температуры необходимо наличие термометра: на высоте 80 см от пола; на прогулку и с прогулки детей сопровождает младший воспитатель; вначале прогулки воспитатель организует подвижные игры с большей двигательной активностью для поддержания положительно-эмоционального тонуса, в которых все дети участвуют одновременно или подгруппами, далее – игра средней подвижности; при подъеме температуры до +18 градусов детей раздевают, воспитатель организует спокойные игры или самостоятельную деятельность детей. 9. Требования к продолжительности прогулок. Режим длительности проведенияпрогулок на улице 9.1. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 4-4,5 часа. 9.2. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для 8 приема пищи и сна. 9.3. Проведение прогулок в зимний период регламентируется графиком определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ. Длительность прогулки на улице сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту детей. 1 младшая группа: до -15 ºС тихо – не менее 1 часа от -12 ºС ветер до 5 м/с – не менее 30 мин 2 младшая группа: до -20 ºС тихо – не менее 1 часа от -18 ºС ветер до 5 м/с – не менее 30 мин Средняя группа: до -25 ºС тихо – не менее 1 часа от -20 ºС ветер до 7 м/с до- 24ºС ветер до 2 м/с (включительно)– не менее 30 мин Старшие, подготовительные группы: до -30 ºС тихо – не менее 1 часа от -25 ºС ветер до 10 м/с до -29 ºС ветер до 3 м/с (включительно)– не менее 30 мин 9.4. График определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ доводится до сведения родителей воспитанников на родительском собрании и размещается на информационном стенде в уголках для родителей. 9.5. В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня после дневного сна или перед уходом детей домой 9.6. Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения, Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с. 9