ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии с семьями воспитанников в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 48» Утверждено приказом № 81/1 от «26» августа 2022 г. Срок действия установлен с «26» августа 2022 г. до «26» августа 2027 г. Срок действия продлён с «____»____________20__г. до «____»____________20_г. г. Северск 2022 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности. 1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом МАДОУ «Детский сад № 48». 1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников. 1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада. 2. Цель и задачи взаимодействия 2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста. 2.2. Задачи взаимодействия: - повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры; - выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре; - выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей; - гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; - повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка; - повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социальнонравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся на принципах педагогики ненасилия; - организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов: старшего воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и т.д.; - создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. 3. Основные принципы работы детского сада Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада: - функционирование его как открытой системы; - активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи; - понимание, признание и принятие ребенка и его семьи; - приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей; - переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков наформирование 2 ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению; - формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной (русской, татарской) культуре; - амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах); - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога; - личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»; - принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с уставом, Договором с родителями, Положением о Наблюдательном совете и иными локальными актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией); - принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений между родителями и педагогами; - принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной Программы ДОУ не допускается никакого принуждения). 4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи Приоритетны следующие направления работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; - группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом; - составление программы совместных действий педагога и родителей на основе работы Школы ответственного родительства; - анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и содружества семьи и детского сада. 5. Организация работы 5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями его работы. План работы родительского комитета ДОУ согласовывается с заведующим ДОУ. 5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; - составление программы совместных действий педагога и родителей; - анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи: - целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной 3 цели по предупреждению типичных ошибок родителей); - планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); - конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи: - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; - учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям. 5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательнообразовательного процесса: - посещение семей; - наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей); - активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); - консультации; - семинары-практикумы; - конференции для родителей; - дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); - устные журналы; - круглые столы; - организация Школы ответственного родительства; - деловая игра; - вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); - совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли; 5.6. Организация методической работы с педагогами: семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей: - методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки; 4 - методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); - методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др. 5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада. 5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей; Условия внутреннего взаимодействия: - создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки; - переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; - соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи; - тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита детско-родительских проектов, родительские Школы, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий. 5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, библиотекой. 6. Контроль 6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в ДОУ возложена на руководителя и старшего воспитателя учреждения. 6.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития пространства является Управляющий совет детского сада - коллегиальный орган самоуправления, в состав которого избираются сотрудники дошкольного учреждения, родители, представители Учредителя. Управляющий совет имеет полномочия не только совещательного, но и реального характера, управляет процессами функционирования и развития образовательного учреждения, сотрудничества с родителями воспитанников и общественными организациями. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского сон общества в образовательном процессе детского сада, района и округа. 6.3. В качестве добровольной общественной организации выступают групповые и общесадовский родительский комитет – представительный орган родительской общественности. Родительский комитет призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников. 7. Документация - планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год; - протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в методическом кабинете); - протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе); 5 - конспекты мероприятий; - результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга всему ДОУ, рекомендации стратегического плана (хранятся в методкабинете у заместителя заведующего по ВМР ДОУ); - протоколы заседаний родительского комитета (хранятся в методкабинете у заместителя заведующего по ВМР ДОУ), Наблюдательного совета детского сада (хранятся в делах ДОУ в кабинете заведующего). 6