Положение о взаимодействии с семьями воспитанников

ПОЛОЖЕНИЕ
о взаимодействии с семьями воспитанников
в Муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 48»

Утверждено
приказом № 81/1 от «26» августа 2022 г.
Срок действия установлен
с «26» августа 2022 г.
до «26» августа 2027 г.

Срок действия продлён
с «____»____________20__г.
до «____»____________20_г.

г. Северск
2022 год

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия
педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и
направления совместной деятельности.
1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и
нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
N 1155), Уставом МАДОУ «Детский сад № 48».
1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный
подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада.
2. Цель и задачи взаимодействия
2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование
единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.2. Задачи взаимодействия:
- повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций
семейной культуры;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения
воспитанников к традиционной культуре;
- выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и
повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области
формирования базиса личностной культуры детей;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
- повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств
ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социальнонравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся на
принципах педагогики ненасилия;
- организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей
со стороны специалистов: старшего воспитателя, педагога-психолога, музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре и т.д.;
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы детского сада
Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада:
- функционирование его как открытой системы;
- активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с
использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия
детского сада и семьи;
- понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
- приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию
воспитания детей;
- переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков наформирование
2

ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному
их усвоению;
- формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания,
здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного
вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни
отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к
традиционной (русской, татарской) культуре;
- амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего
взаимодействия с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и
одновозрастном коллективах);
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения
педагога;
- личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»;
- принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с уставом,
Договором с родителями, Положением о Наблюдательном совете и иными локальными
актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией);
- принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения
морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных
взаимоотношений между родителями и педагогами;
- принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной Программы ДОУ не допускается никакого принуждения).
4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия
детского сада и семьи
Приоритетны следующие направления работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
- группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс
формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной
педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом;
- составление программы совместных действий педагога и родителей на основе
работы Школы ответственного родительства;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной
деятельности и содружества семьи и детского сада.
5. Организация работы
5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия
детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими
перед ДОУ и конкретными условиями его работы. План работы родительского комитета
ДОУ согласовывается с заведующим ДОУ.
5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие
этапы работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной
3

цели по предупреждению типичных ошибок родителей);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение
и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
- конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
5.4. Общепедагогические
и
специфические
условия
к
организации
взаимодействия детского сада и семьи:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со
всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать
ценностно-ориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы
согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;
ценностно-ориентированный
характер
взаимоотношений
работников
дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом
и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательнообразовательного процесса:
- посещение семей;
- наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для
родителей);
- активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача
памяток по теме собрания);
- консультации;
- семинары-практикумы;
- конференции для родителей;
- дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
- устные журналы;
- круглые столы;
- организация Школы ответственного родительства;
- деловая игра;
- вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по
самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок
детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли;
5.6. Организация методической работы с педагогами: семинары-практикумы,
консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний,
пути повышения активности родителей и формирования ценностно-ориентированного
общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и
проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обучения детей).
5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей:
- методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования
запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки;
4

- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др.
5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.
5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование
партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей;
Условия внутреннего взаимодействия:
- создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их
эмоциональной взаимоподдержки;
- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения
педагога.
Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные
экскурсии, защита детско-родительских проектов, родительские Школы, творческие
мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами
прошедших мероприятий.
5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, библиотекой.
6. Контроль
6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в
ДОУ возложена на руководителя и старшего воспитателя учреждения.
6.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития
пространства является Управляющий совет детского сада - коллегиальный орган
самоуправления, в состав которого избираются сотрудники дошкольного учреждения,
родители, представители Учредителя.
Управляющий совет имеет полномочия не только совещательного, но и реального
характера, управляет процессами функционирования и развития образовательного
учреждения, сотрудничества с родителями воспитанников и общественными
организациями. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать
открытой и динамичной системой, повышает роль родительского сон общества в
образовательном процессе детского сада, района и округа.
6.3. В качестве добровольной общественной организации выступают групповые и
общесадовский родительский комитет – представительный орган родительской
общественности.
Родительский комитет призван помогать детскому саду в его работе и
организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных
требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для
успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников.
7. Документация
- планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год;
- протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в методическом
кабинете);
- протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе);
5

- конспекты мероприятий;
- результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ
мониторинга всему ДОУ, рекомендации стратегического плана (хранятся в методкабинете
у заместителя заведующего по ВМР ДОУ);
- протоколы заседаний родительского комитета (хранятся в методкабинете у
заместителя заведующего по ВМР ДОУ), Наблюдательного совета детского сада (хранятся
в делах ДОУ в кабинете заведующего).

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».