I. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 48» (далее – Учреждение) в соответствии с Законом РФ «Об образовании РФ», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом Учреждения, на основании инструктивного письма Минобразования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2., Распоряжением Минпросвещения России от 06 августа 2020г. № Р-75. 1.2. Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта в МАДОУ «Детский сад № 48». Логопедический пункт в Учреждении создается в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи. Логопедический пункт Учреждения в своей деятельности руководствуется федеральными законами РФ, указами Президента РФ, приказами Минобразования РФ, Уставом Учреждения, договором между Учреждением и родителями (законными представителями), настоящим положением, приказами Управления образования администрации ЗАТО Северск, приказами заведующего Учреждением. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или заведующего Учреждением. 1.3. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении общего типа ДОУ организуется для оказания помощи детям, имеющим нарушения устной речи. Основными задачами логопедического пункта являются: своевременное выявление и предупреждение различных речевых нарушений; коррекция недостатков и дефектов устной речи (фонематических процессов, артикуляционных навыков, звукопроизносительной стороны речи); подготовка детей к школе (каждому ребенку иметь речь в норме или близкую к норме, в зависимости от структуры речевого дефекта); разъяснение логопедических знаний среди педагогов детского сада, родителей (законных представителей) детей. 1.4. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении общего типа открывается на основании приказа заведующего ДОУ в зависимости от распространенности нарушений речи у воспитаннкиов детского сада. 1.5. Порядок работы логопедического пункта регулируется настоящим Положением. 1.6. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация согласно приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи. Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи. II. Организация логопедической работы 2.1. В логопедический пункт в первую очередь зачисляются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения речи, согласно заключению ТПМПК. 2.2. Дети подготовительных и старших групп (5-7 лет), имеющие не резко выраженные нарушения речи (фонетико-фонематическое, фонетическое и фонематическое недоразвитие речи), зачисляются на логопедический пункт по согласованию с ППк ДОУ. 2.3. Воспитателям и родителям детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста учитель-логопед оказывает информационно-консультативную помощь. 2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Выявление детей для зачисления в логопедический пункт производится с 1 по 30 сентября и с 15 по 30 мая. 2 Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования детей, обследование детей по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей, педагогических работников, углубленное обследование детей, имеющих нарушения устной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении детей демонстрирующих признаки нарушения устной речи. 2.5. В логопедический пункт, имеющем одну ставку учителя – логопеда, зачисляются: 10 детей, имеющих статус ОВЗ С ТНР, до 25 детей, имеющих речевые нарушения, выявленные в результате диагностики. 2.6. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ТПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.7. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей детей и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение N 4 к Положению). 2.8. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная. III. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов МАДОУ. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организации, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4 Положения. Для детей, получающих образование вне Организации (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих Организацию, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 "Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов" <1>; 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, -------------------------------<1> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. N 241 "Об утверждении "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений". 3 определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ТПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями <2> и составляет: Продолжительность индивидуальных занятий – 15 минут. Продолжительность подгрупповых занятий: для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся с учетом режима дня и индивидуальных особенностей детей по согласованному с заведующим ДОУ расписанию. Учитель – логопед имеет право приглашать детей на занятия с любой непосредственной образовательной деятельности и других мероприятий, кроме музыкальной и спортивнооздоровительной деятельности. Подгруппы детей для коррекционных занятий учитель – логопед комплектует по возможности с однородными нарушениями речи. В течение недели каждый ребенок посещает подгрупповые и индивидуальные занятия, количество которых зависит от структуры дефекта: -------------------------------<2> Постановление N 2 4 Наименование дефекта речи Дети-инвалиды и дети с ОВЗ, нуждающиеся в логопедической помощи. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) Дети с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) Количество занятий Не менее двух в неделю 1-2 1 3.7. Ответственность за посещение детьми занятий в логопедическом пункте несут учитель – логопед, воспитатели, администрация данного учреждения и родители (законные представители) детей-логопатов. Отказ родителей от логопедического сопровождения должен быть выражен в письменной форме и представлен заведующему ДОУ. 3.8. Дети, имеющие тяжелую речевую патологию, направляются на консультацию в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). Отказ родителей (законных представителей) ребенка от консультации в ТПМПК должен быть выражен в письменной форме и представлен заведующему ДОУ. IV. Учитель – логопед 4.1. Учитель – логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование подгрупп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями устной речи. Учитель – логопед оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям (законным представителям) детей в определении причин нарушения речи и дает рекомендации по их преодолению. 4.2. Учитель – логопед: проводит занятия с детьми по исправлению различных нарушений устной речи; осуществляет связь с воспитателями, старшим воспитателем, заместителем заведующего по ВМР, медицинскими работниками, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре; осуществляет консультативную помощь педагогам, родителям (законным представителям) детей по преодолению речевых нарушений; участвует в работе методических объединений учителей – логопедов города; повышает свою профессиональную квалификацию и проходит аттестацию согласно действующим нормативным документам. 4.4. Оплата труда, продолжительность рабочего времени и ежегодных отпусков учителей – логопедов логопедических пунктов дошкольных учреждений устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными для учителей – логопедов детских дошкольных учреждений. V. Руководство работой логопедического пункта. 5.1. Общее руководство логопедическим пунктом осуществляет заведующий ДОУ. 5.2 Заведующий ДОУ: обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы; подбирает педагогов для коррекционной работы. VI. Материально-техническое и финансовое обеспечение 6.1. Для логопедического пункта в детском саду выделяется кабинет, отвечающий санитарногигиеническим нормам и правилам пожарной безопасности. 6.2. На администрацию детского сада возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное содержание и ремонт. 5 VII. Документирование деятельности логопедического пункта 7.1. В логопедическом пункте предусмотрено ведение следующей документации: 1. Программы и/или планы логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). 3. Расписание занятий учителей-логопедов. 4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 7.2. Ведение указанной документации контролируется заведующим детским садом. VIII. Отчётность. 8.1. Показателем оценки работы логопедического пункта является состояние речевой функции детей, выпускаемых в школу, в зависимости от сложности речевого нарушения. 8.2. Учитель – логопед ежегодно составляет отчет и представляет его заведующему детским садом и руководителю ГМО учителей-логопедов. 6 Приложение N 1 к положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 1. Программы и/или планы логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). 3. Расписание занятий учителей-логопедов. 4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 7 Приложение N 2 к положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, ________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) _______________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. "__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) 8 Приложение N 3 к Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность от ___________________________ ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, ________________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося ___________________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) _______________________________ (нужное подчеркнуть) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). "__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) 9 Приложение N 4 к положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. 2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителялогопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами. При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся. 10