Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о внутренней оценки качества дошкольного образования (далее – Положение) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 48» (далее – МАДОУ) определяет цели, задачи, принципы внутренней оценки качества дошкольного образования в МАДОУ, еѐ организацию и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования). 1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми документами системы образования: – Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 29.12.2012 г. № 273; – Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»; – Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; – Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; – Устав МАДОУ «Детский сад № 48». 1.3. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным образовательным стандартам и потребностям заказчика, в том числе степень достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образовательного учреждения. Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. 1.4. Контрольная деятельность – главный источник информации для внутренней оценки качества дошкольного образования, основных результатов деятельности МБДОУ. Под контрольной деятельностью понимается проведение администрацией МБДОУ и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками МБДОУ законодательных и других нормативно-правовых актов РФ, Департамента образования Томской области, Управление образования ЗАТО Северск. Контрольная деятельность – это мотивированный стимулирующий процесс, который призван снять затруднения участников образовательного процесса и повысить его эффективность. 1.5. Принципами внутренней оценки качества дошкольного образования являются: – стратегическая направленность; – определѐнность целевая, предметная, персональная и временная; 2 – системность; – демократичность и толерантность; – оптимальность и объективность. 2. Цель и основные задачи внутренней оценки качества дошкольного образования. 2.1. Основная цель внутренней оценки качества дошкольного образования совершенствование деятельности дошкольного учреждения. 2.2. Задачи: – выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно правовых актов, регламентирующую деятельность МАДОУ, принятие мер по их пресечению; – анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; – создание на основе результатов единой информационной базы; – изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и установлению негативных тенденций; – совершенствование внутренней оценки качества дошкольного образования; – повышение ответственности должностных лиц за конечный результат; – контроль реализации образовательных программ, соблюдение Устава и иных локальных актов МАДОУ; – анализированные результатов исполнения приказов по МАДОУ; – стимулирование творческой активности педагогического коллектива, создание условий, обеспечивающих профессиональный рост, мотивацию коллективной и индивидуальной деятельности. 3. Функции внутренней оценки качества дошкольного образования. 3.1. Заведующий, заместители заведующего, педагогические и иные работники, назначенные приказом заведующего МАДОУ, руководствуются системным подходом, который предполагает: – постоянство контроля, его осуществление его по заранее разработанным алгоритмам, структурным схемам; – охват всех направлений МАДОУ; – широкое привлечение членов коллектива; – серьѐзную теоретическую и методическую подготовку; – установление взаимосвязей и взаимодействия всех компонентов образовательного процесса; – комплексное использование форм и методов в зависимости от целевой установки, содержания образовательного процесса, квалификации педагогических работников, характера взаимоотношений в коллективе; – соблюдение последовательности контроля. 3.2. Внутренняя оценка качества дошкольного образования проходит в соответствии с утверждѐнным годовым планом, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до всех категорий сотрудников в начале учебного года на педагогическом совете, общем собрании работников. 3.3. Внутренняя оценка качества дошкольного образования может быть по виду – в моноаспектном, полиаспектном, комплексном виде: 3.3.1. Моноаспектным называется такой вид контроля, в процессе которого обследуется небольшой фрагмент деятельности МАДОУ – например, одно направление в деятельности другого сотрудника или малой группы педагогов. 3.3.2. Полиаспектным является контроль, в ходе которого обследуется несколько направлений деятельности МАДОУ. Используется в практике управления образовательным 3 процессом. Применим тогда, когда предметом контроля становится процесс воспитания в возрастных группах какой-то параллели или ступени обучения, когда проверяется выполнение того или иного постановления заседания педагогического совета, административного совещания, когда изучается ход и результативность решения задач, определѐнных в документах стратегического или оперативного планирования образовательной деятельности. 3.3.3. Комплексный контроль. Системный, целостный – его назначение – проверка системы в целом. Им охватывается максимально возможное количество элементов и направлений деятельности МАДОУ. 3.4. По типу – административный, общественно-педагогический, самоконтроль. 3.4.1. Административный контроль – прерогатива администрации МАДОУ. 3.4.2. Общественно-педагогический контроль – осуществляется руководителями творческих групп или общественным объединением педагогов, способным не с помощью административного воздействия, а посредством создаваемого в коллективе общественного мнения, дружеских оценочных суждений реализовать внутреннею оценку качества дошкольного образования. 3.4.3. Работа в режиме самоконтроля – это особая форма доверия коллектива наиболее достойному педагогу, постоянно демонстрирующему высокий уровень работы. Как правило, это воспитатель, имеющий высшую квалификационную работу. Решение о переводе педагога на самоконтроль принимается педагогическим советом. Срок действия такого решения определяется на один учебный год, чтобы при стабильных результатах в следующем году это право педагогу пролонгировать. Однако это не означает, что деятельность такого педагога абсолютно не контролируется. Используются различные методы опосредованного контроля, например, обязательно предусматривается отчѐт педагогического работника, изучается документация группы, воспитатель привлекается к организации различных форм методической работы, к проведению внутренней оценки качества дошкольного образования в МАДОУ. На педагогических советах такой педагог озвучивает самоанализ своей деятельности. 3.5. По форме внутренняя оценка качества дошкольного образования бывает: предварительная, личностно-профессиональная, систематическая, сравнительная, оперативная, текущая, тематическая, взаимоконтроль, итоговая, день диагностики, регулирования и коррекции, психолого-педагогический мониторинг. 3.5.1. Предварительная оценка – это совокупность совершаемых диагностикоаналитических действий, направленных на определение готовности к предстоящей работе людей и системы финансового и материально-технического обеспечения их деятельности, управления образовательным процессом. Предварительная оценка позволяет зафиксировать исходное состояние развития МАДОУ. 3.5.2. Текущая оценка – еѐ основное назначение заключается в том, чтобы в деятельности не происходило нежелательных отклонений от первоначального замысла. Объектом внимания текущей оценки являются основные направления ключевые формы и способы организации совместной деятельности, межличностные отношения еѐ участников, их активность, самочувствие и настроение, организация кормления воспитанников, соблюдение требований санитарных правил и норм. 3.5.3. Оперативная оценка – направлена на изучение ежедневной информации о ходе и результатах деятельности МАДОУ, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативной оценки вносятся изменения в деятельность МАДОУ. Оперативная оценка – это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск, вызвавших ту или иную проблему. Результата оперативной оценки требуют оперативного выполнения тех предложений и замечаний, которые сделаны по ходу изучения состояния вопроса. По формам организации она может быть предупредительной или опережающей, сравнительной. В оперативную оценку включается экспресс диагностика, которая способствует быстрому сбору требуемых информационных данных. Экспресс диагностика включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование, опросники) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровню развития воспитанников, в разных видах деятельности. 4 3.5.4. Систематической оценкой решается ряд вопросов: – Вопросы, требующие постоянного контроля: выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей, воспитательно-образовательный процесс, результаты медицинского осмотра воспитанников, проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня, организация питания, посещаемость воспитанниками МАДОУ, выполнение режима дня, выполнение санэпидрежима, вопросы преемственности в работе МАДОУ и СОШ, повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов МАДОУ, работа с молодыми воспитателями, наставничество, соблюдение здорового психологического климата в коллективе, работа с неблагополучными семьями, соблюдение правил внутреннего распорядка, техника безопасности и выполнение правил пожарной безопасности, сохранность имущества, укрепление материальной базы, финансово хозяйственная деятельность. – Вопросы, требующие решения не реже одного раза в месяц – анализ заболеваемости воспитанников, выполнение норм питания, выполнение плана посещаемости воспитанниками МБДОУ, проведение физкультурно-оздоровительной работы, состояние документации на группах, выполнение решений административного и педагогического советов, общих собраний работников, общих собраний родителей (законных представителей) документация и отчѐтность подотчѐтных лиц, работа бракеражной комиссии на пищеблоке, уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году, подведение итогов смотров и конкурсов. – Вопросы требующие решения не реже одного раза в квартал – участие в работе различных объединений педагогов, анализ детской заболеваемости, проведение дней здоровья, уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах, выполнение воспитателями рекомендации аттестации и самообразования. 3.5.5. Итоговая оценка служит для анализа и оценки результатов (итогов) деятельности МАДОУ. Получаемая в ходе итоговой оценки информация позволяет сделать глубокий и детальный анализ достигнутых результатов в деятельности, принять обоснованное решение о путях и способах еѐ совершенствования и обновления. Анализируются результаты за квартал, полугодие, учебный год, итоги летней и зимней оздоровительной работы. 3.5.6. Взаимоконтроль должны быть чѐтко определены его цели, содержания, которым может быть оценка состояния оснащения групп игровым, дидактическим материалом, оформления отдельных элементов образовательного пространства и т.д. Заранее должны быть разработаны критерии, по которым воспитателями будет производится оценка. Результаты взаимоконтроля представляются в общей справке, в схемах, таблицах. Также взаимоконтроль осуществляется на открытых просмотрах, с последующим обсуждением педагогами результатов проведения. 3.5.7. Тематическая оценка – помогает собрать наиболее полную информацию, вовремя внести коррективы в работу всего коллектива или отдельного работника. 3.5.8. Личностно-профессиональная оценка – еѐ целью является проверить деятельность одного педагога или группы педагогов по достаточно конкретному вопросу. При осуществлении личностно-профессиональной оценки проверяющий имеет право: знакомится с документацией в соответствии с функциональными обязанностями работника (перспективными, тематическими и календарными планами, протоколами конспектами наглядной агитацией), проводить анкетирование, контрольные срезы, мониторинг результатов образовательного процесса с последующим анализом полученной информации. 3.5.9. Профессиональная оценка специалистов – проводится узкими специалистами для получения объективной информации психофизического здоровья воспитанников. Эта форма помогает выявить воспитанников, нуждающихся в коррекционно-развивающих и других реабилитационных мероприятиях. Узкими специалистами проводятся комплексная диагностика, результаты которой озвучиваются на Психолого-педагогическом консилиуме МАДОУ, определяется количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются адаптированные образовательные программы. 5 3.5.10. Педагогический мониторинг – процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения. Выделяются виды мониторинга: педагогический и психологический. 4. Организация внутренней оценки качества дошкольного образования. 4.1. Система внутренней оценки качества дошкольного образования является составной частью годового плана работы МАДОУ. 4.2. Заведующая МАДОУ не позднее чем за 2 недели издаѐт локальный акт (приказ) о сроках и теме предстоящей оценки, устанавливает срок представления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план – задание предстоящей оценки. 4.3. План – задание предстоящей оценки составляется заместителями заведующего. План – задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов оценки для подготовки итогового документа. 4.4. Периодичность и виды оценки определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах деятельности МАДОУ. Продолжительность тематической или комплексной оценки не должна превышать 5 дней. 4.5. Проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету оценки. 4.6. При обнаружении в ходе оценки нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается заведующему МАДОУ. 4.7. При проведении планового мероприятия не требуется дополнительного предупреждения работника, если в месячном плане указаны сроки проверки. 4.8. При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее. Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками МАДОУ. 4.9. Результаты оценочной деятельности оформляются в виде: – аналитической справки; – доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения. 4.10. Информация о результатах оценочной деятельности доводится до работников МАДОУ в течение 7 дней с момента завершения проверки. 4.11. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами оценки должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами оценки в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий оценку, или заведующий МАДОУ. 4.12. По итогам оценки, зависимости от еѐ формы, целей, а также с учѐтом реального положения дел: – проводятся административные совещания, педагогические советы, общие собрания работников и собрания родителей (законных представителей); – сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре МАДОУ. 4.13. Заведующая МАДОУ по результатам внутренней оценки качества дошкольного образования принимает следующие решения: – об издании соответствующего приказа; – об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом; – о повторном контроле с привлечением определѐнных специалистов (экспертов); 6 – о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других работников; – о поощрении работников. 5. Права участников внутренней оценки качества дошкольного образования. 5.1. При осуществлении внутренней оценки качества дошкольного образования проверяющий имеет право: – знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями работника, аналитическими материалами; – изучать практическую деятельность работников; – проводить мониторинг образовательного процесса с предыдущим анализом полученной информации; – организовывать социологические, психологические, педагогические исследования; – делать выводы и принимать управленческие решения. 5.2. Проверяемый работник имеет право: – знать сроки и критерии оценки его деятельности; – знать цель, содержание, виды, формы и методы оценки; – своевременно знакомится с выводами и рекомендациями проверяющих; – обратиться в комиссию по урегулированию споров или вышестоящие органы Управления образованием ЗАТО Северск при несогласии с результатами. 6. Взаимосвязи с другими органами самоуправления. 6.1. Результаты внутренней оценки качества дошкольного образования могут быть представлены на рассмотрение и обсуждение в органы самоуправления МАДОУ: педагогический совет, профсоюзный комитет, общее собрание работников, общее родительское собрание. 6.2. Органы самоуправления МАДОУ могут выйти с предложением к заведующему о проведении повторной проверки по возникшим вопросам. 7. Ответственность участников внутренней оценки качества дошкольного образования. 7.1. Участники внутренней оценки качества дошкольного образования несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам любой оценки. 8. Делопроизводство внутренней оценки качества дошкольного образования. 8.1. Справка по результатам внутренней оценки качества дошкольного образования должна содержать в себе следующие разделы: – вид; – форма; – тема; – цель и задачи; – участники образовательных отношений; – сроки; – состав комиссии; – результаты (перечень проверяемых мероприятий, документации и пр.); – положительный опыт; – замечания; – выводы; – предложения и рекомендации; – подписи членов комиссии; – подписи проверяемых. 7 8.2. По результатам внутренней оценки качества дошкольного образования заведующий МАДОУ издаѐт приказ, в котором указываются: – вид; – форма; – тема; – цель и задачи; – сроки; – состав комиссии; – план-задание; – результаты; – решение по результатам; – назначаются ответственные лица по исполнению решения; – указываются сроки устранения недостатков; – указываются сроки проведения повторной внутренней оценки качества дошкольного образования; – поощрение и наказание работников по результатам. Скащук Ю. В. Подписано цифровой подписью: Скащук Ю. В. Дата: 2022.03.14 11:08:33 +07'00' 8