Школа молодого воспитателя «Поверь в себя!»

Содержание

Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность темы
Цели и задачи программы
Принципы
Направления работы
Ожидаемые результаты
Сроки реализации программы
Содержательный раздел
Основные формы работы ШМП
Структура программы ШМП
Реализация программы
Система мониторинга за ходом реализации программы
Приложения.
Приложение 1. Анкета молодого специалиста.
Приложение 2. Диагностика проблем педагога.
Приложение 3. Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и
общения воспитателя в ДОУ».
Приложение 4. Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению».
Приложение 5. План деятельности наставника/наставляемого.

2

Целевой раздел
Пояснительная записка
Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением
его качества в соответствии с запросами современного общества, а именно,
перемены в разных сферах жизнедеятельности повлекли за собой изменения в
области

дошкольного

профессиональных

воспитания

стандартов

и

повысило

образования
требования

детей.
к

Введение

личностному

и

профессиональному развитию педагога, ещё существеннее стала значимость
начального этапа вхождения молодого специалиста в образовательную сферу.
Период

вхождения

начинающего

педагога

в

профессию

отличается

напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития.
От того, как пройдёт этот период, зависит, состоится ли новоявленный
воспитатель, как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования
или найдёт себя в другой сфере деятельности. Профессиональная педагогическая
деятельность, по мнению современных педагогов исследователей К.Ю. Белой и
М.С. Гвоздевой и др. имеет характерные особенности:
- не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
- высокие требования к профессиональной компетентности
- работа воспитателя требует мгновенной, профессионально точной реакции;
- имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления
окончательных результатов педагогической деятельности.
В связи с этим нам необходимо уделять достаточное внимание начинающим
воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному
развитию в ДОУ.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его
вхождения в образовательную среду пройдёт успешно, если будут выполнены
следующие условия успешной адаптации:
- трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными
факторами при поступлении педагога на работу;

3

- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной
связи с процессом его личностного и профессионального развития.
- максимальный учёт личностных особенностей и уровня профессиональной
подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста
воспитателя.
Под молодыми специалистами мы понимаем следующее:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, не
имеющие опыта работы по специальности.
3. Воспитатели, выходящие на работу после продолжительного отсутствия
(более 2 лет) по уважительной причине (декрет, болезнь).
4. Воспитатели, не имеющие опыта работы с детьми определенного возраста
(например, воспитатель работал только с детьми дошкольных групп, а его
переводят на группу раннего возраста).
Актуальность темы
МАДОУ «Детский сад № 48» - одно из старейших учреждений в городе – в
2018 году отпраздновало свой 50-летний юбилей. Коллектив представлен
грамотными специалистами, средний возраст которых 45-50 лет. Так же в
дошкольном учреждении работает много младших воспитателей – молодых
девушек, которые закончили педагогический колледж. В нашем коллективе за
последние 2 года несколько человек ушли на заслуженную пенсию, а им на смену
пришли молодые специалисты – те, кто работал в нашем учреждении младшими
воспитателями. Вот именно для них и реализуется Школа молодого воспитателя
«Поверь в себя!».
Наставник – это педагог, который помогает малоопытному специалисту
применить полученные теоретические знания на практике.
Наставник способствует профессиональному росту молодого коллеги,
становлению его как самостоятельного и
оказывает

психолого-педагогическую

творческого педагога, а именно,

поддержку

в

проектировании

и

планировании образовательной деятельности; в организации индивидуального
4

подхода и создания условий для развития личности каждого ребенка; в
формировании умения выбора методов и средств организации воспитательнообразовательного пространства.
В

результате

взаимодействия

молодой

специалист

адаптируется

к

сложившимся требованиям в коллективе, к корпоративной культуре, вырабатывает
свой собственный стиль работы.
Задачи наставников:
- оказывать помощь молодым специалистам в преодолении различных
затруднений;
- способствовать выработке индивидуального творческого стиля работы
молодого воспитателя.
Функции наставников:
- составляет вместе с малоопытным педагогам план его профессионального
самообразования;
- помогает ему, не стесняя его самостоятельности и инициативы;
- посещает вместе

с подшефным мероприятия опытных и творчески

работающих воспитателей, анализирует их, обсуждает, как можно применить
увиденные методы в своей практике;
- оказывает помощь при составлении технологических карт, проектов,
рабочих программ;
- посещает занятия, режимные моменты, встречи с родителями своего
подшефного и анализирует их, дает рекомендации по устранению недочетов;
- на заседании методического объединения докладывает о работе молодого
специалиста.
Наставником

может

стать

педагог,

отвечающий

следующим

требованиям:
- воспитатель первой или высшей квалификационной категории и стажем
работы в должности более 5 лет;
- имеет стабильно высокие результаты образовательной деятельности;

5

- владеет методиками дошкольного образования, знает психологические и
возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- умеет эффективно выстраивать общение с детьми, коллегами и родителями;
- обладает грамотной устной и письменной речью;
- владеет

навыками

составления

рабочих

программ,

проектов,

технологических карт;
- грамотно ведет необходимую рабочую документацию (календарные и
перспективные планы, протоколы родительских собраний);
- не имеет дисциплинарных взысканий.
Важным является также и желание делиться своим опытом, помогать другим
поверить в себя и раскрыться.
Требования к наставляемым (стажер, специалист, переходящий на новую
должностную позицию и т.д.):

1. Принцип

Принципы:
гуманизации
педагогического

процесса,

соответствия

содержания программы современным требованиям дошкольного образования и
воспитания.
2. Принцип систематизации, научности, доступности изучаемого материала.
3. Принцип дифференцированного подхода к педагогам с учётом уровня их
профессиональной подготовки.
Направления работы:
- Организация

воспитательно-образовательного

процесса

с

детьми

дошкольного возраста на основе психолого – педагогических знаний.
- Знакомство педагогов с методическими приёмами, технологиями.
- Работа с детьми и родителями, овладение коммуникативной культурой.
- Знакомство с

основами делопроизводства при организации учебно –

воспитательного процесса.

6

Ожидаемые результаты:
- Психолого-педагогическая
вхождение их

адаптация

в новый коллектив, овладение

молодых

педагогов,

успешное

коммуникативной культурой в

общении с коллегами, детьми, родителями.
- Овладение педагогами методами и приёмами сопровождения

детей с

учётом возрастных и индивидуальных особенностей своих воспитанников.
- Овладение приёмами для создания собственных методических разработок,
использование

современных

технических

средств

обучения.

Рост

профессиональной компетентности молодых педагогов.
- Молодой специалист принимает участие в профессиональных конкурсах
различного уровня.
- Воспитанники под руководством молодого специалиста участвуют в
творческих конкурсах различного уровня.
- Результаты освоения воспитанниками ООП ДОУ стабильны, наблюдается
положительная динамика.

Срок реализации программы – 1 год.

Содержательный раздел
Модель формирования наставнических пар:
Традиционно в учреждении реализуются следующая модель формирования
наставнических пар:
- «Воспитатель-стажист – молодой специалист». При реализации данной
модели молодой специалист закрепляется на рабочем месте, учится грамотно
выстраивать свою работу с родителями, приобретает организационные

и

разработнические навыки.
Данная модель реализуется, когда в дошкольное учреждение приходит
молодой специалист (выпускник ВУЗа или колледжа) или специалист, не имеющий
опыта работы по специальности.
7

Основные формы работы ШМВ:
 Анкетирование.
 Консультации, беседы
 Методические рекомендации
 Семинары (практические семинары, семинары-тренинги)
 Практические консультации
 Индивидуальные консультации
 Взаимопосещения
 Деловые игры
 Круглые столы
 Мастер – классы

Структура программы ШМВ
Блоки
Количество занятий
Направления работы
теоретические
практические
1.Организация
1
2
воспитательнообразовательного процесса
2.Знакомство педагогов с
2
3
методами, приёмами,
технологиями
педагогического процесса
3.Овладение коммуникативной
1
1
культурой
4.Знакомство с основами
1
1
делопроизводства
Всего:
5
7

Реализация программы
Этапы реализации
программы

Сроки

Содержание деятельности

8

1. Аналитический

Август сентябрь

1. Создание
банка
данных
педагогов.
2. Анкетирование, тестирование
молодых специалистов.
3. Формирование пар наставник –
молодой специалист.
4. Совместная
разработка
индивидуальных планов работы
(наставник
и
молодой
специалист).

2. Реализационный

Октябрь –
май

1. Организация работы ШМП –
проведение
2. Участие молодых специалистов
в методических мероприятиях
различного уровня
3. Участие молодых специалистов
в профессиональных конкурсах
различного уровня.

3. Диагностический

Июнь июль

1. Обобщение и анализ итогов
работы по программе «Школы
молодого педагога»
2. Мониторинг
реализации
программы.
3. Рекомендации
по
использованию
позитивных
результатов в педагогической
практике.

Система мониторинга за ходом реализации программы
Задачи

1. Дать основы
психолого –
педагогических
знаний, обучить
навыкам
самообразования.

2. Предупреждать
типичные ошибки и
затруднения в

Критерии

Методы

1. Психолого –
педагогическая
адаптация
молодых
педагогов.

1.Анкетирование,
тестирование,
наблюдение пед.
процесса.

2. Работа по теме
самообразования.

2. Консультация
по ведению
документации по
теме.
1. Рекомендации,
анализ занятий,
наблюдение

1. Знакомство
педагогов с
методикой

Формы
предоставления
результатов

Срок

1. Аналитическая
справка по работе
ШМВ.
Психолого –
педагогические
консультации,
рекомендации
2. Тетрадь по
самообразованию
1. Конспекты
занятий,
практические

1 раз в
год

1 раз в
год

В

Ответственные

Старший
воспитатель
Молодые
воспитатели
Наставники.
Специалисты

Старший
воспитатель
Специалисты

9

Формы
предоставления
результатов

Задачи

Критерии

Методы

организации занятий
и совместной
деятельности
воспитателей с
детьми

проведения
занятий.
2. С методами и
приёмами
организации
совместной
деятельности
воспитателя и
детей.
3. Овладение
коммуникативной
культурой.

педагогического
процесса
2. Посещение
совместной
деятельности у
педагогов –
стажистов
3.
Педагогические
ситуации,
тренинги, показ
презентаций.

отчёты,
методические
рекомендации,
карты анализа
занятий.
2. Сетка
совместной
деятельности
3. Тетрадь
наблюдения за
педагогическим
процессом.

Умелая
организация
учебно –
воспитательного
процесса.
Оформление
документации,
изучение основ
делопроизводства.
Постоянный
творческий поиск,
повышать свою
компетентность
на курсах
повышения
квалификации.

Деловые игры,
презентации,
изготовление игр
и пособий для
занятий с детьми.
Проведение
занятий,
собраний.
Участие в работе
МО, семинаров,
изучение опыта
педагогов.

Экран
педагогической
активности
воспитателей.

2 раза в
год

Тетрадь по
оперативному и
сравнительному
контролю.

В течение
года
В течение
года

3. Обеспечить
реализацию
потребностей
начинающих
педагогов в
повышении своей
профессиональной
квалификации,
развитие
индивидуального
стиля творческой
деятельности.

Срок

соответст
вии с
Наставники и
Планом
деятельно педагоги
сти
наставник
а/наставл
яемого
Старший
воспитатель

1 раз в год.
Отчёт о работе
детского сада

Ответственные

Старший
воспитатель
Молодые
педагоги

Старший
воспитатель

Старший
воспитатель

10

Приложение 1
Анкета молодого специалиста
1.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас
привлекательна?
2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше
всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5.Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6.Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы
Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:


Новизна деятельности



Условия работы



Возможность экспериментирования



Пример и влияние коллег и руководителя



Организация труда



Доверие

11

Приложение 2

Диагностика проблем педагога
1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?






Познавательное развитие
Занятия эстетического цикла
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?






Материальные условия
Большое количество детей в группе
Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
Недостаток педагогического опыта
Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми,
руководством?




Да
Нет
Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете
познавательной деятельности дошкольников?





для

активизации

На занятиях
В игровой деятельности
В труде
В художественной деятельности

5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас
сформированы гностические умения:






Умения изучать и развивать способности своих воспитанников
Умение диагностировать волевое развитие ребенка
Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
Знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение
его изучать

6. Какие задачи вы ставите
время?_______________________________

перед

собой

на

ближайшее

12

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?





В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
В методических консультациях по отдельным разделам
Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей
В знакомстве с передовым педагогическим опытом

13

Приложение 3
Памятка для молодых специалистов
«Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть
лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической
науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать,
сочувствовать,
сопереживать,
быть
великодушным
и
снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в
душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется
к вам многократно увеличенным.
Помните:
«Терпение — дар Неба».
Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив — это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями,
добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми понятным детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную
атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

14

В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.

15

Приложение 4
Памятка
«Как подготовиться к докладу, выступлению»
I этап – подготовка доклада.
1.Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с
учетом интересов и запросов слушателей
2.Формулировка основных вопросов доклада
3.Составление развернутого плана выступления
4.Просмотр и чтение специальной литературы
5.Определение порядка использования подобранных материалов в процессе
изложения
6.Распределение материала по вопросам
II этап – работа с подготовленными материалами
1.Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении
нужно сделать акцент
2.Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа
выступления (пробное чтение)
3.«Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план,
цитаты на карточках)
III этап – подготовка к выступлению.
1.Выбор одежды и обуви для выступления.
2.Чтение доклада вслух перед зеркалом – отработка дикции и жестов.

16

Приложение 5
План деятельности наставника/наставляемого на
(указывается учебный год).
Сведения о молодом специалисте.
ФИО
Образование (год окончания, наименование учреждения, специальность по
диплому)
Должность
Группа, в которой работает педагог
Стаж по специальности
Сведения о наставнике
ФИО
Образование (год окончания, наименование учреждения, специальность по
диплому)
Должность
Группа, в которой работает педагог
Стаж по специальности
Квалификационная категория
Подведение итогов о проделанной работе:
Тема самообразования.
Цель.
Задачи

Сроки

Содержание
Цель,
и формы
планируемый Ответственный
работы
результат

Отметка о
выполнении

В плане прописывается деятельность и наставника, и наставляемого.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».