Дополнительная общеобразовательная
программа
«РАЗВИВАЙКА»
(социально - педагогической направленности)
Рассчитана на детей с 3 до 4 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
музыкальный руководитель
С.В. Передумова
ЗАТО Северск, Томской области - 2017
Пояснительная записка
На базе нашего дошкольного учреждения по запросам родителей был
организован развивающий кружок для детей от 3 до 4 лет.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации
«Об образовании», Письмом Министерства образования Российской
Федерации «О реализации дополнительных образовательных программ в
учреждениях дополнительного образования детей», соответствующими
направлениями Концепции дошкольного воспитания, Концепцией
модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о
правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования
Российской Федерации «Ориентиры и требования к обновлению содержания
дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области
общей и специальной педагогики и психологии.
Целью Программы является развитие и психолого-педагогическая
поддержка ребенка младшего дошкольного возраста.
Здесь будут решаться такие задачи, как:
обогащение и активизация словарного запаса ребенка;
развитие музыкально-слуховых способностей;
социализация ребенка – выработка умения общаться с взрослыми и
сверстниками;
Занятия
планируется строить с опорой на базовые компоненты
комплексной программы «От рождения до школы» в организации
воспитательно-образовательного процесса детей данного возраста, с учетом
возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Для реализации программы мы используем различные средства для
всестороннего развития личности (музыкальные, сенсорные, тактильные,
моторные, зрительные и т.д.).
Педагогическая работа по данной Программе позволяет обеспечить
всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность
сформировать у детей психические процессы, личностные качества –
любознательность, инициативность.
В Программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального
благополучия каждого ребенка. Объем учебного материала рассчитан в
соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет
избежать переутомления.
Основой перспективного и календарного планирования занятий кружка
является тематический подход.
В сентябре проводится комплектация группы, беседы и анкетирование
родителей; заполнение соответствующей документации.
В октябре
начинаются занятия.
Наполняемость группы – 12 — 15 детей
Длительность занятия 15 минут, 1 раз в неделю.
Реализация программы осуществляется поэтапно:
I этап – подготовительный.
Анкетирование родителей на формирование образовательного заказа
родителей по данной услуге.
Определение целевой аудитории и основных задач кружка.
II этап – организационный.
перспективное планирование тематики занятий.
Проведение родительского собрания (презентация работы кружка)
Диагностика детей и анкетирование родителей на мотивацию посещения
кружка
Подготовка конспектов занятий с учетом результатов анкетирования и
диагностики.
III этап – проведение комплексных тематических занятий.
Работа ведется в системе.
Итоговая обработка результатов внедрения программы: положительные
и отрицательные стороны (конец учебного года).
На четвертом году жизни развивается самостоятельная деятельность детей,
формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы
сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер,
затем характер делового сотрудничества. Совершенствуется восприятие,
речь,
наглядно-действенное
мышление,
чувственное
познание
действительности.
Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку
трудно долго выполнять однотипные движения, для детей характерна
высокая двигательная активность. Дети учатся свободно передвигаться они
перешагивают через небольшие препятствия. Исчезает шаркающая походка.
В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые
шаги, медленно кружатся на месте, у малышей развиваются и
подражательные движения (мишке, зайчику).
В простых подвижных играх и плясках дети учатся координировать
свои действия друг с другом .
В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе
знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик,
шарик, «крыша» - призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет,
обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т.п.) и уточняет физические
качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами
(квадрат, четырехугольник, круг, треугольник).
С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и
различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой
красный мяч – маленький синий мяч, большой белый мишка – маленький
черный мишка и т.д.)
Во время посещения занятий для детей создаются условия для
радостного настроения при пении, движениях и игровых действиях под
музыку, а так же для эмоционального отклика на музыку с помощью
разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями),
желание слушать музыкальные произведения. Развивается музыкальная
память, умение вслушиваться в музыку, с изменением характера ее звучания
изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Дети
учатся передавать характер музыки в игровых действиях (мишка идет, зайка
прыгает, птичка летает, клюет). В пении стимулируется активность детей
(звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных песенок), а так же
развивается умение различать тембровое звучание музыкальных
инструментов (дудочка, барабан, гармошка и т. д.)
происходит приобщение умузыкальному искусству, развитие
предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания музыкального
искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с
элементарными
музыкальными
понятиями,
жанрами;
воспитание
эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Организационно – методические указания
Программа рассчитана на обучение детей от 3 до 4 лет. Организация
учебно-игровой деятельности с детьми 1 раз в неделю. Время занятия — 15
минут. Занятия проводятся с октября по май месяц в музыкальном зале.
Количество занятий варьируется в зависимости от праздничных и
карантинных дней. Проводится обязательноетабелирование детей.
В нашем зале есть всѐ необходимое оборудование для проведения
занятий:
1. Технические средства обучения: электрическое пианино, синтезатор,
аккордеон, музыкальный центр, компьютер.
2. Оборудование для двигательной деятельности: ковер, ребристые
дорожки, тоннель, дуги для подлезания, скамейки, мячи,
гимнастические палки, следы.
3. Пособия для дыхательной гимнастики: «чудо – свеча», султанчики,
перышеки, вертушки, снежинки, листочки, мыльные пузыри.
4. Детские музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики,
дудочки, треугольники, металлофоны, бубны, барабаны, ложки,
маракасы.
5. Музыкальные игрушки: молоточки, игрушки с зафиксированной
мелодией, органчики, музыкальные шкатулки.
6. Игрушки для развития сенсорики и развития мелкой моторики
(кубики, шнуровки, мозаика, прищепки, пазлы и т.д.)
7. Озвученные образные игрушки (собака – щенок, большой петушок –
маленький, курочка – цыпленок, кошка – котенок).
8. Образные игрушки: кукла, мишка, собака, заяц, кошка и др.
9. Заводные игрушки: пляшущий мишка, заяц играет на барабане.
10. Атрибуты, элементы костюмов.
11. Большая и маленькая ширмы, игрушки кукольного, настольного,
пальчикового театров.
12. Музыкально-дидактические пособия: образные картинки, настольные
музыкально-дидактические игры.
Перед занятием в зале проводится влажная уборка и проветривание.
Структура занятия.
На каждом занятии ставятся несколько задач, которые взаимосвязаны друг
с другом. Относительный характер усвоения материала детьми и их
индивидуальных данных могут внести свои коррективы. Смена деятельности
не дает детям почувствовать усталость, позволяет сохранить познавательную
активность. При повторении меняется содержание занятий, используя
задания одного типа.
Структура занятий:
Блок 1. Социализация (речедвигательная игра – приветствие). Развитие
крупной моторики: ходьба по ребристым дорожкам, по следам, по
скамейкам, подлезание под дуги, в тоннель, перешагивание. Музыкальноритмическое упражнение. Массаж, самомассаж. Упражнения на дыхание.
Блок 2.Развитие мелкой моторики и сенсорики (шнуровки, грибные
полянки, мозаика (крупная), вкладыши (дикие и домашние животные,
транспорт, игрушки, овощи, фрукты и т.д.), предметные картинки, разрезные
картинки.
Блок 3. Познавательно-речевой (театрализация с элементами совместной
деятельности)
Блок 4. Продуктивная деятельность (конструирование, лепка, аппликация,
рисование).
Блок 5. Развитие движения/музыкальная деятельность.
Блок 6. Релаксация. (прощание).
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Для реализации программы необходимы:
перспективный план;
Конспекты занятий.
Консультации и памятки для родителей.
Оборудование для занятий.
Содержание программы:
I этап – подготовительный.
Анкетирование родителей на формирование образовательного заказа
родителей по данной услуге.
Определение целевой аудитории и основных задач кружка.
II этап – организационный.
Перспективное планирование тематики занятий.
Проведение родительского собрания (презентация работы кружка).
Диагностика детей и анкетирование родителей на мотивацию участия в
кружковой работе.
Подготовка конспектов занятий с учетом результатов анкетирования и
диагностики.
III этап – проведение комплексных тематических занятий.
Работа кружка в системе.
IV этап
Итоговая обработка результатов внедрения программы: положительные
и отрицательные стороны (конец учебного года).
Тирижирование (рапространение положи тельного опыта
Календарно-тематический план
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
1. «Будем
знакомы»
2. «Кошка и
птички»
3. «Кошка и
котята»
5. «Рыжая
лисичка»
6. «Зайчик и
лисичка»
9. «Зимушка
зима»
10«В гости к
Снегурочке»
8 «Поиграем с
мамой»
(с родителями)
12.«Здравствуй
11«Снеговик»
новый год»
7. «Зайчик на
прогулке»
Январь
–
Февраль
–
16«Музыкаль15. «Весѐлые
ный
музыканты»
магазин»
13«Зимняя
прогулка»
Апрель
23. . «Птички
прилетели»
20. «В гостях у
бабушки»
21 «Весѐлая
семейка»
24. «В гости к
весне»
25. «Весенние
песенки»
28. «Цветикицветочки»
29. «Жук,
жук,
пожужжи»
Май
27. «Солнышко
колоколнышко»
14 «Что нам
нравится
зимой»
18.«Музыкаль17.«Чудесный
ные
мешочек»
игрушки»
Март
19. «Мамин
праздник»
4 неделя
4. «Кошка села
на дорожку»
22. «Семейное
путешеств
ие»
26. «Ручеѐк
журчалочка
»
30.
«Игралочка»
(с родителями)
Месяц
Тема занятий
Количество Социализа
занятий ция
Развитие Познавательно- Развитие
мелкой
речевой
движения
моторики
и
сенсорики
Релаксация.
4 занятия
октябрь 1. «Будем
знакомы»
2. «Кошка и
птички»
3. «Кошка и
котята»
4. «Кошка села
на дорожку»
ноябрь
5. «Рыжая
лисичка»
6. «Зайчик и
лисичка»
7. «Зайчик на
прогулке»
8 «Поиграем с
мамой»
(с родителями)
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
декабрь 9. «Зимушка
зима»
10«В гости к
Снегурочке»
11«Снеговик»
Мин 2
мин 4
мин 4
мин 4
мин 4
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 2
мин 4
мин 4
мин 4
мин 4
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 2
Мин 2
Мин 2
мин 4
мин 4
мин 4
Мин 5
Мин 5
Мин 5
мин 4
Мин 5
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
мин 4
мин 4
Мин 5
Мин 5
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
мин 4
мин 4
мин 4
мин 4
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
мин 4
мин 4
мин 4
мин 4
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
2 занятия
январь
13«Зимняя
прогулка»
14 «Что нам
нравится зимой»
февраль 15. «Весѐлые
музыканты
»
16«Музыкальный магазин»
17.«Чудесный
мешочек»
18.«Музыкальные игрушки»
март
19. «Мамин
праздник»
20. «В гостях у
бабушки»
21 «Весѐлая
семейка»
22. «Семейное
путешествие»
апрель 23. . «Птички
прилетели»
24. «В гости к
весне»
25. «Весенние
песенки»
26. «Ручеѐк
журчалочка»
май
27. «Солнышко
колоколнышко»
28. «Цветикицветочки»
29. «Жук, жук,
пожужжи»
30. «Игралочка»
(с родителями)
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
мин 4
мин 4
мин 4
мин 4
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин 2
мин 4
мин 4
мин 4
мин 4
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 5
Мин 2
Мин 2
Мин 2
Мин
Всего 30 занятий
Два раза в год проводятся отчетные занятия с родителями последнее занятие
в ноябре и мае.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предполагаемые результаты реализации программы:
1. участник программы выполняет игровые задания и упражнения
самостоятельно либо с небольшой помощью взрослого; выполняет несколько
взаимосвязанных игровых действий;
2. охотно контактирует со взрослыми и сверстниками; активно подпевает ;
3. выполняет движения соответствующие музыкальному характеру;
4. различает тембровое звучание музыкальных инструментов.
Формы промежуточной и итоговой аттестации результатов программы:
- итоговое занятие 1 раз в год ( май).
Мониторинг
Диагностический.
Диагностика детей проводится 2 раза в год (декабрь, май) по следующим
параметрам:
№
п/п
Фамилия,
имя
ребенка
Возраст
Речь
а
п
Сенсорное
развитие
в
ц
ф
Движения
Социальноэмоциональное
Баллы
Уровень
Примечание. Речь: а – активная, п – пассивная.
Сенсорное развитие: в – величина, ц – цвет, ф – форма.
Уровни освоения программы
Высокий уровень развития (В) – 20-27 баллов: выполняет игровые задания
и упражнения самостоятельно либо с небольшой помощью взрослого;
выполняет несколько взаимосвязанных игровых действий; охотно
контактирует со взрослыми и сверстниками; активно проговаривает
отдельные слоги, слова, звукоподражания; выполняет движения:
перешагивание, ходьба в заданном направлении, подлезание.
Средний уровень развития (С) – 14-20 баллов: выполняет задания и игровые
действия с помощью взрослого; эмоционально откликается на обращенную
к нему речь; идет на контакт со взрослыми и сверстниками про обращении;
выполняет движения: перешагивание, ходьба в заданном направлении,
подлезание с небольшой помощью взрослого.
Низкий уровень развития (Н) – 9-14 баллов: выполняет задания и игровые
действия только после неоднократного повтора, с помощью взрослого,
откликается на обращенную к нему речь, поведение характеризуется
эмоциональной нестабильностью; выполняет движения: перешагивание,
ходьба в заданном направлении, подлезание при помощи взрослого.
Учебно-методическое обеспечение
1. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра: Педагогический альмонах.вып.3: «Музыкальные
минутки для малышей» 2006. - 72 с
2. ВераксыН.Еи др. .// Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы»/. -2 – е изд.; испр. и доп. – М.:МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2016. – 336с.
3.Елецкая О.В., Вареница Е.Ю//. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию
детей раннего возраста.// – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
4. Заводчикова .. О. Г. // "Адаптация ребенка в ДОУ"//- М., 2007 г.
5. Картушина М.Ю.// Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3
лет//. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (ранний возраст).
6. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А///. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие
для педагогов образовательных учреждений//. – М.:ИИП, 2002 – 165 с.
7. Крупенчук О.И. //Ладушки: Пальчиковые игры для малышей//. – СПб.: Издательский
Дом ―Литера‖, 2005. – 32.: ил. – (Серия ―Готовимся к школе).
8. Крюкова С. В; Слободияк. Н. П. //"Давай жить дружно"// М., 2002 г.
9. Маханева М.Д., Рещикова С.В.// Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое
пособие для педагогов и родителей//. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
10. Сотникова В. // Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских
педагогов)/ М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
.