Управление молодежной и семейной политики, культуры и спорта
Администрации ЗАТО Северск
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования ЗАТО Северск
«Специализированная детско-юношеская спортивная школа «Янтарь»»
Общеразвивающая программа по
шахматам
«Знайка»
Срок реализации – 2 года
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
3
2. Годовой учебный план
6
3. Содержание программы
6
4. Методическое обеспечение и условия реализации программы
7
5. Система контроля и зачѐтные требования
13
6. Литература
19
7. Приложения
21
3
Аннотация.
Общеразвивающая программа «Знайка» – документ нового
поколения, разработанный с учѐтом
Федерального государственного
образовательного стандарта
дошкольного
образования, Федеральных
государственных
требований
к
общеразвивающим
программам
дополнительного образования и Концепции развития дополнительного
образования детей, отвечает запросам современного общества и семьи к
воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста.
В центре Программы – современный ребенок, его уникальная и
творческая личность. Системно - деятельностный подход, положенный в
основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех
участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.
Общеразвивающая дополнительная программа предназначена для
тренеров-преподавателей
и
педагогов
дошкольного
образования,
осуществляющих свою деятельность по обучению старших дошкольников
правилам шахматной игры в дошкольных образовательных учреждениях. В
программе раскрывается содержание учебной и воспитательной работы,
приводятся планы распределения учебного материала по годам обучения,
базовый материал, система контрольных мероприятий.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
В настоящее время образованность человека определяют не только
специальные (предметные) знания, но и его разностороннее развитие как
личности, ориентирующейся в тенденциях отечественной и мировой
культуры, в современной системе ценностей; способность к активной
социальной адаптации в современном обществе, к самостоятельному выбору
жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с
этим наряду с общим образованием огромное значение приобретает
дополнительное.
Программы дополнительного образования реализуются в различных
образовательных организациях, в первую очередь, в специализированных
центрах, учреждениях среднего и высшего профессионального образования,
а также общеобразовательных и дошкольных учреждениях. Организация
данных услуг в дошкольных образовательных учреждениях является
неотъемлемым компонентом выполнения социального заказа общества, а
также результатом последовательного решения федеральных и региональных
задач в области образования.
Модернизация системы образования ставит перед педагогами,
работающими в сфере дополнительного образования, новые стратегические
4
задачи. Одной из них является интеграция общего и дополнительного
образования, которая обусловлена внедрением новых ФГОС. Эта задача
может быть решена на основе единства подходов к образовательному
процессу.
В
основе
ФГОС
лежит
системно-деятельностный
подход
(Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.),
который предполагает: ориентацию на результаты образования как
системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат
образования.
Специалисты считают, что следует не ускорять развитие
дошкольников, а обогащать его, используя ведущую в этом возрасте игровую
деятельность (А.В.Запорожец). И использовать для этой цели не только
сюжетно-ролевую игру, но и игру с правилами (Е.Е.Кравцова). Доказано, что
игры с правилами дети начинают осваивать обычно с возраста четырех лет, а
в жизни детей старшего дошкольного возраста эти игры занимают особое
место (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко). Для передачи социального опыта
дошкольникам важнейшую роль играет особая разновидность игр с
правилами – дидактические игры, специально создаваемые в учебных целях,
достигаемых на основе взаимодействия игровой и дидактической задач.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования
на 2016-2020 г.г. уделено особое внимание развитию дополнительного
образования. Одним из целевых ориентиров является получение бесплатных
услуг дополнительного образования не менее 60-ти процентов детей от 5 до
18 лет к 2020 г., чему, несомненно, будет способствовать внедрение
начального шахматного образования в дошкольные образовательные
учреждения.
Положительный опыт преподавания шахмат малышам в учебных
группах детских садов накоплен как у нас в стране — в Москве, СанктПетербурге, Краснодаре, Красноярске, Волгограде, Набережных Челнах, так
и за рубежом — в Венгрии, Германии, Испании и других странах. К примеру,
в 1984 году отмечалось, что в детских садах венгерского города Веспрем
проводится эксперимент, когда с согласия родителей обучают игре
в шахматы детей в возрасте от трѐх до шести лет.
В настоящее время в дошкольных учреждениях можно встретить
использование авторских программ и методик обучения дошкольников
шахматной игре (Сухин И.Г.,Абрамов С.П., Барский В.Л. и др.). Однако,
имеющиеся программы и методики не учитывают современных требований
5
к образовательному процессу и не направлены на достижение целевых
ориентиров ФГОС ДО, одним из компонентов, которых, является
формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД), что
обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего
образования.
Программа
имеет социально-педагогическую направленность и
предназначена для обучения детей старших и подготовительных групп
дошкольных образовательных учреждений правилам шахматной игры.
В основу программы положен системно-деятельностный подход к
образовательному процессу и предлагается технология деятельностного
метода обучения правилам шахматной игры.
Начальный курс по обучению правилам шахматной игры максимально
прост и доступен детям разного возраста. Большое значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на
занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных
дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения
программного материала. Предлагается рекомендательный список
художественной литературы и список методической литературы для педагога
и воспитанников.
Цель: содействие подготовке к учебной деятельности в
общеобразовательной и спортивной школах.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать ознакомлению с историей шахмат;
- содействовать обучению правилам шахматной игры;
Развивающие:
- способствовать формированию предпосылок УУД
Воспитательные:
- способствовать формированию положительной самооценки;
- способствовать воспитанию самообладания, выдержки, уважения к
чужому мнению;
- способствовать формированию нравственно- этических ориентиров;
- способствовать формированию мотивации к занятиям видом спорта
«Шахматы».
Программа
рассчитана
на
детей
5-7
лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 3 раза в
неделю.
6
Продолжительность занятия 25-30 минут в зависимости от возраста
воспитанников, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
2. Годовой учебный план
№
Разделы и темы программы
Часы
Теория
Практика
п/п
1-й год обучения
1.
Игра в шахматы. Шахматная доска 5
2
3
2.
Ходы и взятия шахматных фигур
105
5
100
3.
Ценность шахматных фигур
5
2
3
4.
Начальное положение
5
1
4
Итого
120
10
110
2-й год обучения
1.
Ходы и взятия шахматных фигур
60
5
55
2.
Цель шахматной партии
60
5
55
Всего
120
27
110
Содержание программы:
Теоретический раздел:
1. Игра в шахматы. Шахматная доска. Легенда о происхождении
шахмат. Как выглядит шахматная доска и как она располагается между
игроками. Белые и чѐрные поля. Вертикали, горизонтали, диагонали. Центр,
угловые поля. Шахматная нотация.
Дидактические игры и упражнения
«Найди, сосчитай и напиши». Дети должны определить, сколько
шахматных полей (вертикалей, горизонталей, диагоналей) отображено на том
или ином рисунке в Шахматной тетради. Записать правильный ответ.
«Впиши адреса предметов». На шахматной диаграмме нарисованы
различные съедобные и несъедобные предметы. Ученики должны с помощью
шахматной нотации записать их адреса.
«Снайпер».
Дети
определяют
адреса
расставленных
на
демонстрационной доске пешек. Назвавший правильный адрес снимает
пешку с доски.
«Построить вертикаль, горизонталь, диагональ». Дети, по заданию
педагога, строят указанные линии на демонстрационной или игровой доске.
2. Ходы и взятия шахматных фигур. Ценность фигур.
Две армии: армия белых, армия чѐрных. Пешка, ладья, слон, ферзь,
король. Как они ходят и как бьют. Особые ходы пешкой – правило взятия на
проходе и правило превращения.
Ценность фигур – пешка, как единица стоимости.
Дидактические игры и упражнения
7
«Съешь клубничку». «Лабиринт». Белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски, не становясь на ―заминированные‖
поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на ―заминированные‖ поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Волшебный сундучок», «Поймай фигуру», «Задержи проходные» - с
помощью этих двусторонних игр, с одной стороны продолжается отработка
ходов и взятие фигур, а с другой - добавляется соревновательный элемент.
«Выгодный и невыгодный размен». Задание направлено на закрепление
знаний о ценности каждой фигуры.
3. Цель шахматной партии.
Шах и мат, ничья, вечный шах, пат, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и еѐ правила.
Дидактические игры и упражнения
«Объяви всевозможные шахи». В приведѐнных в тетрадях позициях
ученики должны объявить всевозможные шахи.
«Объяви вскрытый шах», «объяви двойной шах». Ученики должны
объявить эти виды шахов. «Шах или мат?». Определить какая ситуация
изображена на различных диаграммах.
«Объяви мат в один ход». В дидактических заданиях ученики должны
объявить мат в один ход. Вначале в качестве подсказки указывается, какая
фигура объявляет мат, затем надо поставить мат без подобной подсказки.
«Пат или не пат?». Определить, является ли приведѐнная позиция
патом.
«Можно ли рокировать?». Определить, можно ли рокировать в
приведѐнных позициях, и если да, то в какую сторону. [9, 10]
Стержневой дидактической игрой является «игра на уничтожение».
4. Методическое обеспечение и условия реализации программы
Создание образовательной среды в Программе происходит на
основе системы принципов деятельностного обучения:
Принцип психологической комфортности.
Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе
доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
8
Принцип деятельности.
Основной акцент делается на организации самостоятельных детских
«открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре,
общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как
организатор образовательного процесса.
Принцип целостности.
Стратегия и тактика воспитательно-образовательной работы с
детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности
ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе
самом, социокультурных отношениях.
Принцип минимакса.
Создаются
условия
для
продвижения
каждого ребенка по
индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на
уровне своего возможного максимума.
Принцип творчества.
Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих
способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта
творческой деятельности.
Принцип вариативности.
Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов
активности, участников совместной деятельности и общения, информации,
способа действия и др.
Принцип непрерывности.
Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах
между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор
на дальнюю перспективу развития.
Личностно-ориентированная модель в настоящее время становится
концептуальной в дошкольной педагогике и предполагает игровой метод в
качестве основного в учебном процессе.
Дидактические игры (обучающие) - реализуется через игровую задачу,
игровые действия и правила, с помощью которых ребенок может добиться
результата в игре и одновременно уточнить или закрепить знания. Это
побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать и т. д.
Шахматы по своей природе являются дидактической игрой (по
классификации детских игр их следует отнести к игре с правилами), которая
может сопровождать человека всю его жизнь. Но прежде чем дети начнут
играть полным комплектом фигур, они должны усвоить достаточно большой
объѐм информации о правилах игры. Дошкольники, имея небольшой объем
внимания, недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем
9
знаний. Поэтому часто затрудняются в выполнении поставленной педагогом
задачи. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах,
использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания
и его выполнение. Постепенно следует переходить к целостному процессу
сообщения детям задания и его выполнения .
Реализация индивидуального подхода возможна в нескольких
направлениях.
Первое направление - дифференциация обучения. Содержание
обучения может быть представлено двумя уровнями сложности – А и В.
Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного
содержания, рассчитан на ребенка с низкой обучаемостью, низким уровнем
учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала..
Уровень В представляет собой углублѐнный вариант содержания материала,
который рассчитан на детей с высокой обучаемостью, положительным
отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
Второе направление - учѐт индивидуального темпа усвоения учебного
материала.
Третье направление - индивидуализация через организацию помощи и
взаимопомощи. В программе предусмотрены задания, выполнение которых
требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности,
способствующей развитию коммуникативных умений.
В рамках системно-деятельностного подхода к обучению шахматной
игре предлагается использование образовательной технологии «Ситуация»
Л.Г.Петерсон.
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный; 2) регулятивный;
3) познавательный; 4) коммуникативный
Предпосылками личностных УУД являются:
-умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
-умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами и моральными нормами;
-умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных
отношениях;
-формирование познавательной и социальной мотивации;
-формирование адекватной самооценки;
-формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
-формирование способности учитывать чужую точку зрения;
10
-воспитание нравственных ориентиров: любви к близким, малой
родине,
-уважения к старшим, бережного отношение ко всему живому и т.п.
Предпосылками регулятивных УУД являются:
-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-умение сохранять заданную цель;
-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого;
-умение планировать свое действие в соответствии с конкретной
задачей;
-умение контролировать свою деятельность по результату;
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
-умение работать по инструкции взрослого;
-умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения
задания;
-готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
-умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает
взрослый, или рассматривая репродукцию;
умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш,
ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Предпосылками познавательных УУД являются:
-навыки сформированности сенсорных эталонов;
-ориентировка в пространстве и времени;
-умение применять правила и пользоваться инструкциями;
-умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при
решении поставленных задач;
-умение узнавать, называть и определять объекты и явления
окружающей действительности.
-умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном
предметном материале;
-умение выделять существенные признаки объектов;
-умение устанавливать аналогии на предметном материале;
-умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать
существенные признаки объектов с целью решения конкретных
задач.);
-умение производить знаково-символические действия, кодирование,
декодирование предметов;
-умение производить анализ и синтез объектов;
-умение устанавливать причинно-следственные связи.
11
-умение ориентироваться в книге;
-умение листать книгу вперѐд-назад с определѐнной целью;
-умение находить нужную страницу;
-умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
-умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с
разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или еѐ части,
поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
-умение пользоваться простейшими инструментами.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
-потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
-владение определенными вербальными и невербальными средствами
общения;
-строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
-желательно эмоционально позитивное отношение к процессу
сотрудничества;
-ориентация на партнера по общению;
-умение слушать собеседника.
-умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить понятные для партнѐра высказывания;
В часы, отведѐнные на практические занятия, учебного плана, входит
ежеквартальная организация конкурсов дидактических игр и заданий, а
также итоговых соревнований.
1-й год обучения
№ Форма проведения и тема.
Время
п/п
проведения
Конкурс. Шахматная доска.
октябрь1.
ноябрь
Конкурс. Ходы и взятия шахматных фигур (Пешка). ноябрь
2.
Конкурс. Ходы и взятия шахматных фигур (Ладья и февраль
3.
Слон)
Конкурс. Ходы и взятия шахматных фигур (Ферзь и апрель
4.
Конь)
Конкурс. Ходы и взятия шахматных фигур (Король) апрель
5.
Соревнование. Ходы и взятия шахматных фигур май-июнь
6.
(Игра на уничтожение из начального положения без
Короля).
12
2-й год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Форма проведения и тема.
Время
проведения
Конкурс. Ходы и взятия шахматных фигур (Король) октябрьноябрь
Конкурс. Цель шахматной партии (Пат или не пат?) ноябрь
Конкурс. Цель шахматной партии (Моделирование февраль
матовых положений).
Конкурс. Цель шахматной партии (Мат в один ход). апрель
Шахматный праздник (театрализованный).
май
Квалификационное соревнование. Цель шахматной Май-июнь
партии. (Игра полным комплектом фигур из
начального положения).
Конкурсы
могут быть организованы как соревнование, где
определяется абсолютный победитель, что способствует развитию лидерских
качеств, так и в виде командной игры, где предполагается победа всего
коллектива.
Плюсы командной игры заключаются в том, что поражение, как и
победа, распределяются между участниками всего коллектива, а не
становятся неприятным моментом для кого-то в отдельности, а также
способствуют формированию коммуникативных качеств.
Награждение участников может быть обеспечено грамотами, сладкими
призами, почѐтными званиями.
Конкурсы и соревнования выполняют не только функции контроля,
коррекции и оценки знаний и умений, но и вносят соревновательный
элемент, что позволит поддерживать устойчивый интерес к получению
новых знаний.
Итоговым мероприятием является театрализованный
шахматный
праздник в программу которого включены: встреча со знаменитым
спортсменом, сеанс одновременной игры, а также награждение значками и
зачѐтными книжками детей выполнивших юношеский разряд в
квалификационном турнире.
Условия, необходимые для реализации программы:
- создание полноценной предметно-развивающей среды для обучения
старших дошкольников правилам шахматной игры;
- владение педагогами технологией деятельностного метода и
методикой обучения правилам игры в шахматы детей старшего дошкольного
возраста.
13
5. Система контроля и зачѐтные требования
В течение учебного года проводятся контрольные мероприятия по
оценке сформированности предметных и ключевых компетенций: входной
контроль (сентябрь), промежуточный (январь) и итоговый (май).
Методы контроля:
1. психодиагностика (оценка сформированности предпосылок УУД)
2. итоговые занятия (выявление уровня освоения программы)
3. беседа (выявление уровня знаний)
Предметные компетенции к концу 1-го года обучения
-уметь правильно помещать шахматную доску между партнерами
-уметь правильно определять линии шахматной доски
-уметь определять названия полей, используя шахматную нотацию
-уметь правильно называть все шахматные фигуры
-уметь играть каждой фигурой в отдельности
-уметь играть неполным комплектом фигур (игра на уничтожение без
короля)
-уметь оценивать позицию по соотношению материала (в пешках)
-уметь производить размены фигур по принципу «выгодно-невыгодно»
Предметные компетенции к концу 2-го года обучения
-уметь объявлять шах королю противника
-уметь защищаться от шаха
-уметь моделировать матовые конструкции по заданному материалу
-уметь ставить мат в один ход
-уметь делать рокировку в обе стороны
-уметь применять правило «взятие на проходе»
-уметь отличать пат от мата
-уметь расставить начальную позицию
-уметь сыграть шахматную партию с соблюдением всех изученных
правил
Оценка сформированности предпосылок УУД осуществляется
методом психодиагностики совместно с детским психологом дошкольного
образовательного учреждения и проводится в соответствие с планом
контрольных мероприятий этого учреждения.
14
Портрет выпускника ДОУ.
№п/п
Критерии
1.
Любознательный, активный
Проявляет интерес к новому, неизвестному в окружающем
мире, принимает активное участие в «открытии» новых
знаний; получает положительные эмоции при «открытии»
новых знаний; знает разнообразные средства получения
информации (спросить у взрослых, старших детей,
познавательная литература, Интернет, телевидение и
т.д.), старается их использовать
- активен в поиске познавательной информации, задает
многочисленные вопросы взрослым, проявляет интерес к
справочной литературе и другим способам поиска
информации.
- не проявляет выраженную инициативу в поиске
информации, но проявляет интерес и положительные
эмоции при столкновении с новым для него, с интересом
смотрит познавательные телевизионные программы т д.
- отсутствует инициатива в поиске информации, не
интересуется информацией, поступающей извне; имеет
крайне узкий круг интересов.
Баллы
2
1
0
Способен к самостоятельным действиям (в различных
видах детской деятельности, в повседневной жизни).
Проявляет самостоятельность в преодолении затруднений
в ситуации разными способами.
проявляет
выраженное
желание
действовать
самостоятельно в разных формах деятельности (шахматная 2
игра, дидактические игры, инсценировки), стремится
самостоятельно преодолевать возникающие затруднения, в
случае необходимости обращается за помощью к взрослым. 1
- стремление к самостоятельным действиям выражается
недостаточно активно: в случае затруднения ребенок
практически сразу обращается за помощью, или проявляет
тревогу, неудовольствие, но активно реагирует на
подсказки, помощь, с удовольствием включается в действие
при поддержке (даже пассивной) взрослого.
- при необходимости самостоятельно действовать 0
прекращает деятельность; сталкиваясь с затруднениями тут
же теряет интерес, отказывается выполнять действие и не
15
возвращается к нему или проявляет агрессию, ломая
предметы, игрушки. На попытку взрослого оказать помощь
не реагирует или проявляет агрессию.
2.
Задает вопросы взрослым познавательного характера;
проявляет ярко выраженные любознательность и интерес
к экспериментальной и исследовательской деятельности
- активно задает вопросы о заинтересовавшем его предмете
либо явлении (например, история шахматной игры, факты
биографии шахматистов и др.); с удовольствием изучает
правила игры и тактические приѐмы, самостоятельно
осуществляет различные пробные действия с фигурами, по
личной инициативе включается в игру, наблюдает,
стремится воспроизвести ходы.
- не проявляет личной познавательной инициативы, но с
интересом принимает участие в совместной деятельности в
изучении чего-либо, слушает объяснения взрослого,
осуществляет различные пробные действия по указанию
взрослого.
- не проявляет выраженный интерес к деятельности,
исследовательской работе, быстро теряет интерес,
отвлекается и стремится к привычной деятельности.
Овладевший средствами общения и способами
взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Охотно общается со сверстниками и взрослыми. Способен
вести диалог и конструктивно взаимодействовать с
детьми и взрослыми.
- проявляет личную активность, не опираясь на помощь
взрослого договаривается, распределяет действия при
совместной работе , соблюдает условия взаимодействия в
парах, в группах, правила игры. Активно высказывает
личную точку зрения в обсуждениях, применяя
разнообразные речевые средства.
- не проявляет личной инициативы при взаимодействии со
сверстниками и взрослыми, в случае
необходимости
работать в парах и в группе нуждается в помощи и
напоминаниях взрослого о правилах сотрудничества;
участвуя
в
диалоге,
высказывает
свое
мнение
преимущественно по просьбе взрослого или других детей.
- не проявляет личной инициативы во взаимодействии со
сверстниками, в спорных ситуациях способен проявить
агрессию, не проявляет никакого интереса и личной
инициативы при коллективном обсуждении; при прямом
обращении отвечает односложно «да/нет»
16
2
1
0
2
1
0
3.
4.
Способный управлять своим поведением и планировать
свои действия на основе первичных ценностных
представлений
Умеет вести себя в общественных местах, при
взаимодействии
с
другими
людьми
соблюдает
преимущественно элементарные общепринятые нормы и
правила, а не руководствуетсяс сиюминутными желаниями
и потребностями (например, во время шахматных
турниров)
- самостоятельно соблюдает различные правила,
самостоятельно, при необходимости, корректируя свое
поведение в соответствии с нормами (например,
приветствует противника по игре, вежливо разговаривает,
несмотря на проигрыш, не бросает игры, даже если
окружающая обстановка незнакома и вызывает интерес и
т.д.)
- частично следует правилам поведения; при напоминании
или указании взрослого способен исправить своѐ поведение,
ориентируясь на нормы и правила.
- не соблюдает общепринятые нормы и правила
поведения; напоминание или указание воспитателя дают
кратковременный эффект.
Способен рассказать простой алгоритм осуществления
определенного действия, отвечая на вопрос взрослого: «Как
ты будешь выполнять это задание?»
самостоятельно,
безошибочно
пересказывает
последовательность своих действий для реализации
результата. В случае совершения ошибки, сам замечает еѐ и
исправляет.
- способен к правильному выполнению алгоритма
действий, но для его проговаривания нуждается в помощи
взрослого. Может пропускать отдельные действия, но
исправляет ошибку после вопроса-напоминания взрослого.
- пользуется случайными стратегиями выполнения
действия,
не
может
словами
пересказать
последовательность действий.
Способный решать интеллектуальные и личностные
задачи (проблемы), адекватные возрасту
Способен применять самостоятельно новые знания и
способы действия для решения различных задач; в
соответствии с ситуацией может преобразовать способы
решения задач
- при решении новой проблемы ребенок способен
самостоятельно выбрать подходящие способы, сочетает их;
17
2
1
0
2.
1
0
2
5.
может использовать различные источники необходимой
информации (Например, наблюдая за игрой других детей
перенимает что-то у них, спрашивает у тренера, какой ход
лучше).
- для решения новой задачи необходима помощь
взрослого.
- для решения задачи ребенок пользуется шаблонными
способами действий, которые выбирает опираясь на
случайные стратегии; при возникновении затруднений
теряет интерес, возвращается к привычной деятельности.
Способен осуществлять первичную общую самооценку на
основе критериев, предъявляемым к результатам
деятельности
- способен правильно оценить результаты своей
деятельности, кратко аргументирует свои оценки с
упоминанием критериев.
- способен оценить результаты деятельности других детей,
но не может аргументировать свою позицию, при оценке
результатов своей деятельности необходима помощь
взрослого.
- не способен правильно оценить результаты деятельности
окружающих; делает оценки, противоречащие критериям и
не основанные на анализе.
Овладевший универсальными предпосылками учебной
деятельности
Умеет выполнять свою работу ориернтируясь на
требования взрослого. Умеет действовать по правилу, по
образцам и по простейшим алгоритмам (3-4 шага);
слушает и выполняет инструкции взрослого.
- самостоятельно, по личной инициативе стремится к тому,
чтобы выполняемые действия соответствовали критериям,
спрашивает у взрослого промежуточную и итоговую оценку
своей деятельности: «Правильно?», «У меня так
получилось?». Корректирует свои действия ориентируясь на
образец, инструкцию, требования или напоминания
взрослого.
- не проявляет личной инициативы в оценивании
промежуточных результатов действий, но способен
корректировать свою деятельность ориентируясь на
образец, инструкцию, требования или напоминания
взрослого.
- не проявляет стремления к соответствию своей
деятельности требованиям, делает «как получится», не
способен корректировать свои действия ориентируясь на
18
1
0
2
1
0
2
1
0
6.
образец, игнорирует инструкции взрослого.
Овладевший необходимыми умениями и навыками
Владеет элементарными основами и навыками шахматной
игры
- ориентируется в расстановке и возможностях каждой 2
фигуры в игре; проявляет творческие способности во время
турнира (игры), способен свободно рассуждать и
обосновывать свои ходы.
1
- при шахматной игре нуждается в помощи взрослого.
- не ориентируется в расстановке и возможностях каждой
фигуры в игре; не проявляет творческой активности во
время турнира (игры), не рассуждает и не аргументирует
свои ходы; не проявляет интереса к шахматной игре.
Высокий уровень – от 1, 7 до 2 баллов
Средний уровень – от 1 до 1,6 баллов
Низкий уровень – от 0 до 1,9 [9]
19
Список использованной литературы и других источников.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об
образовании в Российской федерации»
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Концепция развития дополнительного образования детей
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р
http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
3. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» от 15.05.2013 г. № 26.
4. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной
переподготовки
Педагогика и психология дошкольного образования. / сост. И.Ф.
Слепцова, С.И. Карпова. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.–76 с.
5. Егоров А.Л. Обоснование разработки методики обучения шахматной игре
в дошкольных образовательных учреждениях. Сборник: Актуальные
вопросы физической культуры и спорта: материалы XVIII Всероссийской
научно- практической конференции (г. Томск, 3 апреля 2015г.) – Томск:
Издательство ТГПУ, 2015. – 144с.
6. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет
(М.: Новая школа, 1994. – 160 с.)
7. Голикова Е.М. Диссертация на тему: Педагогические основы становления
готовности
дошкольника
педагога
к
развитию
познавательных
способностей
Мордовский государственный педагогический институт
имени М.Е.Евсевьева Саранск-2007 245с
20
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям Издательство "Радяньска
школа", 1985. OCR Конник М.В.- 145с
9. Пастревич И.В. Кирпиченкова А.Н. Начальный курс шахматного обучения
дошкольников 5-7 лет. Москва: Проект «Семь королей», 2012.-18 с.
tmndetsady.ru/upload/news/14259ecf5c50387192d713a72d2496e2.docx
10. Сухин, И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухих. - М.: Астрель,
АСТ, 2008.- 288с.
11. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика
проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
12. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: Кн. Для воспитателя дет. сада:
Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
13. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М.: Педагогика Пресс,1999.- 528 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР,. 1996.- 544 с.
15. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).- М.:
Просвещение, 1969.- 368 с.
16. Мухина В.С.Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под
ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985.272с.
17. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей
ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системнодеятельностной
педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и доп.
18. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод
проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2012.- 208 с.
19. Педагогическое проектирование. Сборник по результатам III Областного
конкурса «Педагогический проект». Методическое пособие/Сост., И.И.
Казакова, С.В. Колбас, А.А. Лыба. - Томск: ООО «РауШ мбх», 2011.-152 с.
21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технология «Ситуация»
Суть данной технологии заключается в организации развивающих
ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о
законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей
дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в
ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в
течение дня. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность
управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку
сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт
выполнения универсальных
действий
по
фиксации
затруднений,
выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий,
соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.
В своей целостности данная технология положена в основу специально
моделируемых взрослым ситуаций. Следует отметить, что такие
ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть
занятия, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр.), а также по
локализации во времени (например, занятия в рамках непосредственной
образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение
дня или недели и др.). Несмотря на все отличия, они имеют сходную
структуру – шесть последовательных этапов, соответствующих этапам
метода рефлексии.
Остановимся на каждом из этих этапов более подробно.
1. Введение в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей
внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети
фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).
Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу,
обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую
для них. Источниками формирования ситуации могут стать реальные
события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления,
праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие
в жизни группы), воображаемые события, события, описываемые в
художественной литературе и пр. Эмоциональное включение детей в
беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут
связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа
являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с
образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники ставят цели,
связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями
(например, поиграть). А старшие могут ставить цели, важные не только
для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как
подчеркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия
22
является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не
внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.
Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?»),
воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.
В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чегото сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я
все сумею, все преодолею, все смогу!».
Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается
методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» –
«могу»).
2. Актуализация знаний и умений.
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной
в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет
деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются
мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для
нового «открытия». У детей формируется опыт понимания цели
деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий,
выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем
смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей
«детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный
организатор ведет их к новым «открытиям».
В зависимости от программных задач, особенностей детей
группы, их образовательных потребностей данный этап может быть, как
локализован во времени вместе с другими этапами, так и проводиться
отдельно как преддверие специально моделируемой ситуации затруднения.
3. Затруднение в ситуации.
Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке
основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети
сталкиваются с затруднением в деятельности: для достижения своей
«детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его
«пробным» действием. Но выполнение этого «пробного» действия опирается
на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только
предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще
отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с
помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает
детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных
качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений
и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения –
не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У
детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои
ошибки, признавать: «я чего-то пока не знаю (или не умею)».
Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка
23
(оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает
внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель,
связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).
В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель
дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в
форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе
данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень
важный с точки зрения решения общей задачи образования –
формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?».
Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной
постановки перед собой учебной цели, при этом она проговаривается ими
во внешней речи.
Таким образом, следуя логике этапов технологии, воспитатель подводит
детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто»
является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они только что
сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.
4. «Открытие» нового знания (способа действий).
На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс
самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов
проблемного характера.
Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления
затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами
преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться
самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном
возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать
самому, а потом проверить себя по образцу». Используя различные
приемы и методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог
организует построение нового знания (способа действий), которое
фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети
получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и
обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний
ребенка.
На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности,
в которых новое знание или способ действий используется совместно с
освоенными ранее, либо в измененных условиях. При этом педагог
обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять
инструкцию взрослого, планировать свою
деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут
использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете
выполнять задание?»). Здесь же дети приобретают первичный опыт
самоконтроля
своих действий и контроля действий сверстников.
Использование на данном этапе таких форм организации детской
деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на
24
общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки
культурного общения и коммуникативные умения. В зависимости от
программных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей
данный этап может быть реализован в рамках одного занятия
(образовательной ситуации), так и распределен во времени.
6. Осмысление.
Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так
как
позволяет
приобрести
опыт
выполнения
таких
важных
универсальных действий, как фиксирование достижения цели и
определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому
помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и
зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов:
«Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания
(умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу,
что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то
узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть
сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что
узнали, научились…»).
На этом этапе особое внимание детей следует зафиксировать на
эмоциональной составляющей совместной деятельности: радости,
удовлетворения от хорошо сделанного дела (совершенного «открытия»,
совместной работы и т.д.). Таким образом, реализуется потребность в
самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а
это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует
формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я
могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).
Зная целостную структуру технологии «Ситуация», воспитатель может
использовать ее отдельные компоненты в процессе возникновения
естественных ситуаций затруднения: например, ребенок не может сам
надеть ботинки, у него сломался карандаш, он нечаянно уронил горшок с
цветком и пр. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети
всей группы или подгруппы, либо даже дети из разных групп, разных
возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга.
25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План-конспект занятия
Ф.И.О. педагога: Егоров Александр Львович
Образовательная область: Познание
Возрастная группа: старшая группа
Тема: Волшебный мир шахмат.
Деятельностная цель: формирование мотивации обучающихся к изучению
шахматной игры.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счѐт включения в
неѐ знаний о шахматной игре и еѐ происхождении
Дидактические материалы: Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый
год обучения. Методика проведения занятий.
Оборудование: демонстрационная доска, комплект шахматных фигур.
Ход образовательной ситуации.
Этап занятия
Действия
педагога
Деятельность
обучающихся
Введение в ситуацию
(2-3 минуты)
Приветствует детей,
настраивает
на
занятие
(предлагает
совершить мысленное
путешествие
в
Цветочный город из
сказки Носова Н.Н.
«Приключения
Незнайки
и
его
друзей», где малышикоротыши
любят
играть
в
разные
настольные игры)
Сообщает, что ему
потребуется помощь
детей в конце занятия
Приветствуют
Личностные
педагога,
слушают -формирование
рассказ о Цветочном умения прийти на
помощь
другу,
городе и его жителях
герою сказки и т.п.
-умение
соотносить
поступки и события с
принятыми
этическими
принципами
и
моральными
нормами
Актуализация знаний Спрашивает
детей,
(3-4 минуты)
какие
настольные
игры они знают
Затруднение
ситуации
в Рассказывает,
Незнайка
как
застал
Формируемые
предпосылки
УУД
Регулятивные
-умение удерживать
внимание,
слушая
короткий
текст,
который
читает
Отвечают
на взрослый
поставленный вопрос
-умение
видеть
указанную ошибку и
исправлять ее по
Слушают
рассказ указанию взрослого
педагога,
26
(4-5 минут)
Открытие
нового
знания
(построение
проекта выхода из
затруднения)
(7-8 минут)
своего друга Знайку и воспринимают
доктора Пилюлькина поставленную задачу
за незнакомой ему
игрой.
Игра
его
заинтересовала, но он
постеснялся спросить
сразу, что это за игра,
так как они были
очень увлечены ей.
Познавательные
Спрашивает детей, как Предлагают
разные
бы они поступили в варианты
действий
этой ситуации
Слушают друг друга,
варианты
лействий
Слушает
ответы, педагога
обсуждает их с детьми Выбирают
самый
Предлагает
свои оптимальный вариант
варианты:
вместе с педагогом
1. Вмешаться в игру и осуждают
поступок
немедленно узнать, во Незнайки, предлагают
что они играют
ему извиниться
2. Дождаться
Слушают «пересказ»
окончания игры и
Знайки педагогом о
узнать у друга
шахматной игре
3. Обидеться, что они
играют без него и
уйти, ничего не узнав
4. Обидевшись, что
его
не
замечают,
раскидать фигуры
Отбирает, вместе с
детьми, приемлемые
варианты, выбирает из
них
второй,
как
самый оптимальный
Сравнивают с тем, что
сделал
Незнайка
(раскидал фигуры)
Пересказывает рассказ
Знайки о шахматной
игре после того, как
Незнайка извинился за
свой
поступок
(легенда
о
происхождении
шахмат и научная
версия)
-оценивать результат
своей деятельности с
помощью взрослого
27
-умение осуществлять
классификацию
по
заданному признаку
-умение при помощи
взрослого создавать
алгоритмы действий
при
решении
поставленных задач)
Коммуникативные
-умение отвечать на
вопрос
-формулировать
собственное мнение и
позицию
-умение
слушать
собеседника
Включение
нового Сообщает,
что
знания
(способа Незнайка
забыл
действия) в систему некоторые факты из
знаний
и
умений рассказа Знайки, так
ребенка
как
не
очень
(3-5 минут)
внимательно слушал
рассказ, и, поэтому,
путался, пересказывая
его Кнопке в письме.
Показывает
письмо,
просит детей помочь
исправить его ошибки
Слушают
педагога,
указывают
ошибки,
проговаривают
правильные ответы
Осмысление
(2-3 минуты)
Отвечают на вопросы
педагога, оценивают
результат
своей
деятельности
(получилось или не
получилось)
Прощаются
с
педагогом
Помогает
детям
осмыслить
собственную
деятельность
и
зафиксировать
достижение «детской»
цели
(спрашивает
детей:
куда
они
совершили
путешествие,
чем
занимались,
кому
помогли, почему у них
получилось
помочь
педагогу
исправить
ошибки Незнайки)
Даѐт понять детям, что
они
достигли
«детскую»
цель
благодаря
новому
знанию
Педагог
объединяет
«детскую» и учебную
цели,
акцентируя
внимание на ситуации
успеха: «Вам удалось,
потому
что
вы
приобрели знания о
шахматной
игре»
Прощается с детьми
28
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диагностические методики изучения развития универсальных
учебных действий ребѐнка на этапе предшкольного образования
1. Личностные универсальные учебные действия
Действия самоопределения и смыслообразования.
-выявление сформированности внутренней позиции школьника
-выявление мотивации учения (Беседа о школе, модифицированная
методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
-выявление
сформированности
познавательных
интересов
и
инициативы (Проба на познавательную инициативу).
-выявление адекватности понимания причин успеха/неуспеха в
деятельности
(Методика
выявления
характера
атрибуции
успеха/неуспеха).
Универсальные
учебные
действия
нравственно-этического
оценивания.
-выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и
усвоения нормы справедливого распределения (Задание на
норму
справедливого распределения).
-выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи (Задание на
усвоение нормы взаимопомощи).
-выявление ориентации на мотивы героев решении моральной
дилеммы (уровня моральной децентрации) (Задание на учет мотивов
героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача
Ж.Пиаже, 2006)
2. Регулятивные действия
-выявление развития регулятивных действий при выполнении задания
выкладывания узора по образцу (Выкладывание узора из кубиков).
-выявление умения находить различия в объектах (Проба на внимание
(поиск различий в изображениях)
3. Познавательные действия
-выявление сформированности логических действий установления
взаимно-однозначного соответствия и сохранения дискретного множества
(Построение
числового эквивалента или
взаимно-однозначного
соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952).
-выявление умения ребенка различать предметную и речевую
действительность Проба на определение количества слов в предложении
(С.Н.Карпова).
29
-выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью
символов (Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии
А.Ю.Панасюка, 1976)
4. Коммуникативные действия
-изучение коммуникативных действий, направленных на учет позиции
собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения) («Левая и
правая стороны» (Пиаже, 1997).
«Братья и сестры» (Пиаже, 1997).
-изучение коммуникативных действий, направленных на организацию
и осуществление сотрудничества (кооперацию) (Задание «Рукавички» (Г.А.
Цукерман,)
-изучение
коммуникативно-речевых действий по передаче
информации и отображению предметного содержания и условий
деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации) («Узор под
диктовку» (Цукерман и др., 1992).
30